Скандально известный Chevrolet Corvair. Был ли он так опасен, как о нем говорили
Одно из самых устойчивых клише за всю историю существования автомобильного мира относится к этой машине, якобы с управляемостью у неё всё было настолько плохо, что она была опасна на любой скорости.
Некоторые поговаривают – даже когда стояла на месте. Но так ли это было в действительности, или «опасен на любой скорости» - просто распространенный автомобильный миф, давайте разберемся.

Для начала перенесемся в 1960-й, год начала выпуска Chevrolet Corvair. Машина, которую вы видите на фото, она как раз из ранних выпусков, 1960 года.
Как видите, до наших дней она как-то доехала, причем в отличном виде. Ну, не считая передней двери по правому борту, но, то такое.

Эта модель была создана для освоения рыночной ниши, которую в США стремительно заполняли европейские «Фольксваген Жук» и некоторые другие модели в малом (по американским меркам) классе, завоевывавшие всё большую популярность.
Трудно сказать, почему для Corvair была выбрана заднемоторная компоновка с нетипичным для США оппозитным мотором воздушного охлаждения. Скорее всего, пытались удешевить машину, я думаю, именно этим стремлением и была продиктована такая компоновка.

Кстати, неоднократно встречал мнения, что Corvair был первым американским автомобилем с мотором, расположенным «в багажнике». На самом деле, это не так, заднемоторная компоновка в США применялась и ранее, а вот в модельной линейке Chevrolet, насколько мне известно, это действительно был первенец.
Давайте заглянем под капот этого красного красавца.

Здесь мы видим оппозитный шестицилиндровый двигатель объемом 2.4 литра, воздушного охлаждения. В системе питания 2 карбюратора, по одному на 3 цилиндра, на каждой стороне, вентилятор охлаждения имеет ременной привод, ремень изогнут под углом 90 градусов, он так же вращает и генератор постоянного тока.
Трансмиссия была доступна в двух вариантах, это механическая 3 – ступенчатая коробка передач, и, опционально, автоматическая двухскоростная, вот как на этой машине.

Теперь откроем багажник, и увидим, что места для багажа там почти и нет, прям как в нашем «Запорожце». Отопитель салона, кстати, тоже бензиновый.

Много пространства занимают колёсные арки, посреди них запаска, на левом крыле лючок горловины бензобака. Гидроусилителя руля здесь нет, но он и не нужен, передок у машины разгружен.

В салоне всё очень простенько, сиденья – диваны, есть радио, за спинкой заднего дивана имеется немного места для чистого багажа. Кстати, такой салон – характерная особенность именно первых машин, в 1963-м передний диван сменился раздельными сиденьями, вскоре и приборная панель приобрела совершенно другой вид.


Передние и задние панорамные стёкла дают шикарную обзорность, кстати, имея опыт установки заднего стекла «Москвич-2140», я не завидую тем, кто менял заднее стекло на Corvair, с таким-то козырьком…
Ну а теперь поговорим о подвеске и управляемости. Задняя подвеска была независимой, без поперечного стабилизатора. Передняя подвеска тоже независимая, со стабилизатором в качестве опции. Упругими элементами везде служат пружины.

Для опытных водителей не секрет, что управляемость заднемоторных машин от машин классической компоновки, где двигатель спереди, а ведущие колёса задние, отличается. Если на маломощных европейских машинках, какой был тот же VW Beetle это отличие было не так заметно, и не критично, то на мощном Corvair требовались некоторые особые навыки управления. К тому же, в сервисной книжке было прописано требование держать повышенное давление в задних колёсах, не меньше 1.8 бар (спереди 1 бар). Требование это зачастую игнорировалось.

Учитывая отзывы клиентов и накопленный опыт, в ходе модернизации 1964 года Chevrolet Corvair получил задний и передний стабилизатор в базовом оснащении, более жесткие пружины и амортизаторы (которые, кстати, изначально можно было заказывать как опцию) и еще ряд изменений подвески. Но репутация машины была подпорчена книгой юриста Ральфа Нейдера, посвященной безопасности американских автомобилей, где Corvair приводился примером самой худшей машины, которую только могли сделать в Америке.

Нейдер утверждал, что машина склонна к потере управляемости, а на поворотах и вовсе может перевернуться, вот только личным опытом он подтвердить это не мог. Он никогда не сидел за рулем «Корвейр», и более того не умел водить машину и не имел водительских прав. Это в самой –то автомобильной стране мира.

Естественно, разразился скандал. GM провела ряд тестов, доказывающих что Нейдер сильно сгустил краски. Всё же, в 1965 компания провела еще одну модернизацию, затронувшую подвеску и системы управления. Дизайн стал более современным, но продажи падали, покупатели предпочитали старые – добрые классические автомобили, у которых мотор находится в привычном для американцев месте, то есть спереди.

В 1969 году выпуск Corvair прекратился окончательно, суммарно было произведено примерно 1.7 миллионов экземпляров.
Даже после снятия с конвейера, споры над безопасностью этой машины продолжались, и в 1971 году Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) провел ряд сравнительных тестов.
Сперва между собой сравнили два Corvair (до модернизации подвески и после), а затем сравнивали уже с другими машинами, среди которых был VW Beetle, Ford Falcon, Mercedes-Benz W180, Plymouth Valiant, Porsche 356.

Тесты показали, что существенных отличий в управляемости у Corvair относительно других подобных машин нет, внезапной потери устойчивости нет, в общем, никакой особой опасности сама по себе она не несет. На любой скорости. Если, конечно, соблюдены рекомендации производителя.
Спустя год, своё исследование провел и Страховой институт дорожной безопасности (IIHS), выяснив, что даже у первого поколения Corvair не было существенных отличий в управляемости большинства подобных автомобилей того времени, и мнение о его высокой аварийности сильно преувеличено.

Компании впору было бы подать в суд на самого Нейдера, так как его публикация носила явно заказной характер (некоторые поговаривают, что спонсором был Порше), но менеджмент GM делает ряд поспешных шагов. В попытках дискредитировать автора сомнительными методами, менеджмент GM добился лишь того, что Нейдер нашел дополнительные поводы заявить о своей правоте, а заодно и отсудить у компании денег за моральный ущерб.
Это был звёздный час безвестного ранее юнца, жизнь которого в дальнейшем будет скучна и однообразна. Машину водить он так и не научился, и даже свою вторую половинку найти не смог, нет у него ни жены, ни детей, ни каких либо значимых успехов в своей политической карьере, хоть он и озвучивал вполне здравые мысли в общественной тематике. Oldtimer
Journal information
- Current price50 LJ Tokens
- Social capital2 253
- Friends of
- Duration24 hours
- Minimal stake50 LJT
- View all available promo