mexanizm

Categories:

Близнецы, или просто похожи? Сходства и различия советского ЯГ-12 и британского Guy 8Х8 CA

С  момента, когда первый автомобиль стал самостоятельно передвигаться на  расстояния хотя бы от города до города, конструкторы задавались не  только вопросом повышения его надёжности, но и проходимости. Особенно  остро эта проблема стояла для грузового транспорта, и машин военного  назначения, независимо от стран и их армий. 

Созданный в единственном экземпляре советский грузовик ЯГ-12

Довольно  быстро инженеры выяснили, что установка двух ведущих мостов на грузовик  значительно повышает его проходимость. А если резиновые гусеницы одеть  на колёса, так и вовсе без пяти минут вездеход получался, если бы не  передний мост, который по-прежнему не был ведущим.

Как  только от карданных шарниров удалось добиться необходимой прочности,  надёжности и компактности, появились первые полноприводные грузовики с  колёсной формулой 6Х6. Несмотря на то, что от совершенства они были  далеки, конструкция была «сырой», английские инженеры удивили весь мир,  создав первый восьмиколёсный грузовик со всеми четырьмя ведущими  мостами, оба передних были управляемыми. Это был Guy 8WD CAW,  появившийся в 1931 году. 

Британский грузовик Guy 8WD CAW 

Новость  о создании англичанами уникального грузовика быстро разлетелась по  миру, конечно же, знали о нем и в СССР. Задание на разработку  аналогичной машины получил Ярославский автозавод ЯАЗ, у которого имелись  в запасе наработки по тяжелым, в том числе и трёхосным грузовикам. 

Задание,  понятное дело, было срочным, и в то же время весьма расплывчатым, в  стиле – сделать машину с более высокими характеристиками, чем у  англичан. Основным заказчиком нового грузовика, предполагалось, станет  военное ведомство.

ЯГ-12 на испытаниях

Работы  начались в 1931 году, велись в кратчайшие сроки и уже спустя год ЯГ-12  был полностью готов, а в ноябре 1932 года он проехался по Красной  площади в составе парадной колонны. 

Над  проектом работала группа талантливых инженеров под руководством  конструктора А. Литвинова и непосредственном участии тогдашнего  директора ЯАЗа В. Еленина. Основную часть расчетов выполнял Виктор  Осепчугов, молодой в то время конструктор, впоследствии ставший  профессором МАДИ и главным конструктором ЛАЗа. 

ЯГ-12

В  адрес этой машины распространено ошибочное мнение о том, что якобы  конструкцию просто «передрали» у англичан, кое-где адаптировав её под  имеющиеся агрегаты. На самом деле это не так, при внешнем сходстве и  общей концепции, грузовики отличаются друг от друга в техническом плане,  причем ЯГ-12 превосходит английского собрата по ряду параметров.

Трёхосный грузовик ЯГ-10

В  конструкции обеих машин лежит рама от уже существовавших трёхосных  грузовиков, в нашем случае это был ЯГ-10, у британцев, судя по всему -  Guy FBAX, переделанный в «капотник». Средний (проходной) и задний мост с  подвеской так же без изменений перешли от предшественников. 

Guy FBAX

Что  касается передних мостов, их подвески и особенно – трансмиссии, то  здесь машины сильно различаются друг от друга. Конструкторы Guy 8WD CAW  пошли очень мудрёным путём. От раздаточной коробки шли три вала,  центральный – на заднюю тележку, а два боковых шли на левый и правый  бортовые редукторы, передававшие крутящий момент на колёса левого и  правого борта. Во всем этом задействовано шесть редукторов и 8 разных  приводных валов. 

Guy 8WD CAW на испытаниях

Все  редукторы, в том числе главные передачи мостов задней тележки были  червячного типа. Привод передней тележки можно было отключать. 

У  нашего грузовика всё было несколько проще. От раздаточной коробки к  главным передачам передней тележки шел один вал. Картеры редукторов  закреплены на раме, от них к колёсным редукторам идут валы с карданными  шарнирами. Привычных нам ШРУСов в то время еще не было.

Передняя ось ЯГ-12 со снятым кожухом бортового редуктора

Оба  грузовика имеют рессорную подвеску, задней тележки – балансирного типа,  передняя у ЯГ-12 выполнена по схеме Де-Дион, у Guy – рессорная, с  рычагами – компенсаторами. 

Двухступенчатую  раздаточную коробку для ЯГ-12 создали свою, оригинальную, впервые в  СССР, кстати, а коробку передач и сцепление использовали от ЯГ-10.

Поскольку  ЯГ-12 сам по себе получился тяжелым, (полный вес 8 тонн), а его  грузоподъемность составляла 12 тонн, то этой машине потребовался мощный  мотор, купленный в США. Это была рядная карбюраторная шестерка  Continental 22R, объемом 8 литров, мощностью 120 л.с. 

Максимальную  скорость на ровной дороге ЯГ-12 развивал небольшую, всего 45 км/час, у  английского грузовика она была на 10 км больше. Но здесь надо сделать  важное примечание – грузоподъемность Guy 8WD CAW составляла всего 5  тонн, а на серьёзном бездорожье и вовсе, 3.5 тонны. 

В  управлении ЯГ-12 оказался проще, чем английский грузовик со сложной  трансмиссией, но отсутствие гидроусилителя руля в обоих случаях делало  руление этими вездеходами каторжным трудом. Сюда еще можно добавить и  малоэффективные тормоза с механическим приводом. Вакуумный усилитель был  на обоих грузовиках, но тормозными барабанами снабжены только колёса  задней тележки. Причем, на британце тормозными механизмами оборудована  только внутренняя ось, то есть, восьмиколёсный грузовик фактически был  без тормозов. Очень странное решение.

ЯГ-12 на испытаниях

Как  видим, несмотря на общее визуальное сходство между машинами, назвать  ЯГ-12 копией британского грузовика не получится даже при большом  желании. Разрабатывая машину, наши инженеры шли своим путем, на мой  взгляд, более эффективным. 

Что  касается проходимости, то равным в то время этим машинам ничего не  было. Кстати, в надежде получить оборонные заказы, разработкой  полноприводных восьмиколёсных грузовиков в Англии стали заниматься сразу  несколько компаний, помимо Guy Motors это были Leyland Motors, Lloyd,  Morris, грузовик которой на фото ниже.

Morris

Испытания  ЯГ-12 прошел успешно. Были выявлены некоторые недостатки, такие как  высокий расход бензина, достигавший на бездорожье литра на километр,  перегрев двигателя, необходимость частого обслуживания множества узлов  трансмиссии. Британские грузовики тоже не были идеальны, из-за чего  серийное их производство так и не началось. 

Где  был утерян единственный экземпляр ЯГ-12, история умалчивает, последние  следы его теряются в Саратове. Ни один из Guy 8WD CAW до наших дней так  же не сохранился. Oldtimer

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened