mexanizm Golden Entry

Categories:

Еще один советский внедорожник, так и не увидевший конвейер. Проект ВАЗ-2122 «Река»

Занимаясь  разработкой ВАЗ-2121, известной нам «Нивы», ставшей первым,  по-настоящему успешным гражданским внедорожником в СССР, вазовские  конструкторы задумывались и о военной версии этой машины. В надежде на  оборонные заказы, понятное дело.

Несмотря  на то, что основные силы конструкторского коллектива были задействованы  в создании «Нивы», работы над её упрощенным вариантом шли одновременно с  основным проектом. 

В  1974-м был готов масштабный макет в натуральную величину, а в 1976 году  появились первые ходовые образцы «Реки». Такое название машина получила  из-за способности двигаться по воде.

Да,  ВАЗ разрабатывал внедорожник – амфибию. Технически «Река» была  унифицирована с обычной «Нивой», традиционного для амфибий гребного  винта она не имела, по воде двигалась за счет вращения колёс, из-за чего  скорость движения по воде была очень скромной, около 4 км/час, но для  пересечения небольших рек этого было достаточно. 

Кузов  «Реки», имевшей заводской индекс «ВАЗ-Э-2122» с обычным ВАЗ-2121 ничего  общего не имел. Нижняя его часть сделана герметичной, а верх мягкий, с  брезентовым тентом. Стеклоподъемников в дверях нет, стёкла вместе с  рамками откидываются вбок. 

Ветровое  стекло можно было откинуть на капот, получив тем самым возможность  проезжать, например, под низкими ветками деревьев. Официально, кстати,  «Река» позиционировалась как машина для охотников, егерей, лесных и  речных инспекций. 

Салон.  Всё очень просто. Металл, набор приборов от «Нивы». Поскольку кузов не  был идеально герметичным, да и при резком выезде на воду был шанс  зачерпнуть воды, в салоне смонтирован небольшой насос для её откачки. 

Испытания  показали, что машина со своим назначением в целом справляется, но был  выявлен ряд конструктивных недоработок, таких как недостаточное  охлаждение двигателя, которые предстояло устранить. 

В  1977-м «Нива» пошла на конвейер, и конструкторский коллектив, под  руководством Петра Трусова, ставшего впоследствии главным конструктором  ВАЗа, усиленно занялся работой над ошибками «Реки». Предстояло усилить  кузов и обеспечить нагруженным агрегатам лучшее охлаждение. 

В  результате появилась вторая версия ВАЗ-2Э-2122, созданная в количестве  двух экземпляров. Внешне она мало чем отличалась от предшественника, но  имела ряд конструктивных изменений, призванных снизить перегрев мотора,  коробки и раздатки. 

Агрегаты  грелись из-за недостатка охлаждения, ведь в отличие от обычной «Нивы»  они находились в герметичном пространстве. Днище у «Реки» плоское. 

В  ходе испытаний выяснилось, что проблема перегрева по-прежнему была  актуальна. В то же время военные высказывали заинтересованность в  компактном внедорожнике – амфибии, и конструкторы вновь взялись за  расчеты и чертежи. 

Третья  версия экспериментальной амфибии, имевшая индекс 3Э-2122, уже  значительно отличалась от предшественников. По факту, это была новая  машина, первые её образцы появились в 1982 году. Впоследствии, в 1984,85  и 87-м появились дополнительные экспериментальные версии. 

Кузов  немного уменьшили в габаритах, он стал легче. Нивовский мотор объемом  1.6 литра заменили 60- сильным, объемом 1.3 литра, от ВАЗ-21011.   Установили дополнительный вентилятор охлаждения. В трансмиссию так же  были внесены изменения. 

В  машине облегчили всё, что только можно было облегчить, даже топливные  бак меньшего объема установили, два по сорок литров, в результате чего  снаряженная масса снизилась до 1200 кг. 

Салон поздних образцов ВАЗ-2122 отличался приборной панелью и рулем от 2105. В машине имелся отопитель.

На  суше, на ровной дороге она могла развивать скорость 107 км/час.  Трансмиссия с постоянным полным приводом и блокировкой межосевого  дифференциала. 

На  этот раз машина оказалась успешной, испытания, которые проводились даже  в песках жаркого Туркменистана, были пройдены, и по их результатам  государственная комиссия дала добро на серийное производство. 

И  здесь выяснилась новая проблема, теперь уже производственного  характера. Технические особенности «Реки» не позволяли выпускать её на  одной линии с «Нивой» на конвейере, нужны были новые производственные  мощности, денег на которые не нашлось. 

Уже  готовый, испытанный и всесторонне одобренный проект канул в лету к  концу 1980-х. До наших дней уцелели, по разным данным, от двух до трёх  экземпляров «Реки» последней версии, ранние не сохранились. 

Почти полтора десятилетия работы над созданием этой машины, так и не увидевшей конвейер, очень напоминают другой похожий проект «Москвич-2150»,  о котором я ранее писал. Хоть плавать он и не умел, но по ряду  параметров, лёгкому и компактному рамному джипу в СССР аналогов не было.  Oldtimer

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 23
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →