mexanizm

Category:

Малоизвестный автобус «Таджикистан» до сих пор работает на Украине

Автобус  «Таджикистан» относится к категории так называемых «барбухаек»,  построенных на шасси грузовика. Однажды, когда мне было еще лет 13,  довелось несколько раз проехаться в таком аппарате, естественно, в  качестве пассажира. 

Помню,  было это поздней осенью в дождливый день. В салоне было тепло, но  шумно, и на ухабах была довольно сильная тряска. Еще запомнилось, что он  был довольно резвый, в сравнении с ЛАЗами и ПАЗиками, он уверенно шел  на подъем, на который те едва тащились. 

Думал,  что эти, малоизвестные даже в советское время «барбухайки» давно  отъездили своё, но недавно увидел фото одного экземпляра, который всё  еще работает по своему прямому назначению – возит пассажиров. Это на  Украине, в Сумской области. Город Кролевец, судя по маршрутной табличке.  

В  отличие от большинства советских «барбухаек», построенных на базе  грузовика ГАЗ-53, «Таджикистан – 3205» построен на базе ЗИЛ-130. Это  давало ему массу преимуществ, в особенности – большой запас по мощности  мотора. 

Двигателя  ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. для этого автобуса более чем хватало. В  отличие от вечно «уставших» городских «Лазов», с таким же, чаще всего,  мотором. К тому же, переднее расположение мотора способствовало лучшему  охлаждению.

Системы управления тоже зиловские, руль с гидроусилителем, тормоза с пневмоприводом. Подвеска рессорная. 

Производство  «Таджикистана» стартовало в 1976 году на мощностях Чкаловского  авторемзавода и продолжалось до 1991 года. Поскольку производился  автобус малыми партиями, широко известным он не стал, применялся, в  основном, в качестве служебного транспорта, по доставке рабочих и  различных ремонтных бригад.

Салон автобуса. Ничего особенного, но выглядит просторней, чем у "Пазика"

Табличка автобуса последнего года выпуска, которая позволяет судить про объемы выпуска. Менее 4.5 тыс.

Кстати,  любопытный факт. Специально для Чернобыля в 1986 году, на ЧАЗе в  кратчайшие сроки собрали несколько десятков специальных автобусов,  кузова которых обшили свинцом в нижней части. Сами кузова были  герметичными, снабжены вентиляционной системой с фильтрами воздуха. Вот  как они выглядели. 

"Чернобыльская" версия

Примечательно,  что индекс 3205, под которым нам известны автобусы ПАЗ, «Таджикистан»  получил в начале 1980-х, когда ПАЗ – 3205 еще только был в стадии  начальной разработки. 

Последний  раз вживую такой автобус я видел в 2009 году в Крыму, в Феодосии. Тогда  он был в отличном виде, но 10 лет с тех пор прошло…

Не удивлюсь, если тот, что ездит в Сумской области – последний из «Таджикистанов», используемый по прямому назначению. Oldtimer

promo mexanizm май 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened