mexanizm

Categories:

ИЖ-14. Неудавшийся Ижевский внедорожник

В  начале семидесятых среди советских автозаводов шло самое настоящее  соревнование за возможность выпускать лёгкий и комфортный гражданский  внедорожник. Необходимость в такой машине давно была известна, попытки  заполнить нишу обычными седанами, оснащенными полным приводом к успеху  не привели, требовалась принципиально новая машина. 

Ижевский  автозавод, несмотря на свою так сказать молодость, тоже готовил свой  вариант компактного внедорожника. К слову, довольно активно. ВАЗ-2121  еще находился в виде чертежей, когда Ижмаш собрал первый опытный образец  своего «джипа». 

Это – ИЖ 5, опытный образец, появился в 1970 году. 

ИЖ-5

С  виду и не скажешь, что это – плод работы конструкторского бюро, а не  поделка гаражных умельцев, из серии «самавто». Но не спешите с выводами,  эта несуразная коробка по большей части нужна была для испытаний  агрегатов. А вот там было интересное решение.

ИЖ-14  фото Сергея Цыганова

Под  капотом стоит 75-сильный мотор от Москвича 412 модели.С ним  агрегатируется механическая коробка передач с раздаткой в одном корпусе,  то есть, извечная проблема «Нивы» в виде вибраций от раздаточной  коробки здесь просто устранена на этапе проектирования. 

ИЖ-14  фото Сергея Цыганова

Управление  трансмиссией осуществлялось всего одним рычагом, он же отвечал и за  подключение переднего моста. Отдельно была маленькая ручка блокировки  межосевого дифференциала.

Переднюю подвеску с небольшими изменениями взяли от «Москвича», а сзади своя, оригинальная, торсионная.

ИЖ-14  фото Сергея Цыганова

На испытаниях ИЖ 5 с технической стороны показал себя в целом неплохо. Настал черед разработки кузова. 

Над  кузовом работал Владимир Антонович Савельев, дизайнер Ижевского  автозавода. Первый опытный образец в новом кузове появился в 1972-м и  назвался ИЖ-14. 

Машина  получилась своеобразной. Красивой её назвать сложно, но ведь это был  промежуточный вариант. Техническая часть перекочевала с предшественника,  за исключением подвески заднего моста. Её решили сделать традиционной,  на рессорах.

Передок  с крупными секциями габаритного огня и указателя поворотов. В то время  подобной светотехникой мог похвастаться лишь «Комби», ИЖ-2125, который  только-только стал а конвейер, был еще с хромированной облицовкой  радиатора и прямоугольными фарами.

ИЖ-14  фото Сергея Цыганова

От чего здесь задние фонари – не знаю даже. Немного похожи на перевернутые фонари «Оки», но её тогда еще и в проекте не было. 

Салон простой, но по удобству, кажется, был не хуже чем у «Нивы». 

В  1974 году машина проходит испытания, причем сравнения проводятся и с  опытным образцом будущего ВАЗ-2121, который тогда выглядел вот так.

На  испытаниях Ижевский внедорожник проигрывает Вазовскому по многим  параметрам – управляемости, динамичности. К тому же, всем было понятно,  что ВАЗ-2121 уже был гораздо ближе к конвейеру, чем ИЖ-14. Поэтому  дальнейшие работы над ижевским внедорожником были прекращены, один из  опытных образцов сохранился до наших дней. 

Он  находится в заводском музее, правда, свою аутентичность после  реставрационных работ машина кое в чем потеряла. Решетка радиатора и  светотехника изменились, хотя, судя по фото 90-х годов, машина была  комплекта, и родная оптика была на месте. 

Кстати,  через пару десятилетий применение уникальной коробке передач,  сблокированной с раздаткой, всё же найдется. После незначительных  изменений агрегат адаптировали для полноприводной «Оды» ИЖ-2126. Oldtimer

promo mexanizm май 10, 2018 15:43 23
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened