mexanizm Golden Entry

Category:

Легендарная челябинская «Сотка». Трактор Т-100

На  территории бывшего СССР с шестидесятых по восьмидесятые не было ни  одной стройки, на которой не трудился бы этот бульдозер. Неторопливо, но  уверенно, кряхтя своим дизелем, он помогал строить всё, от жилых  микрорайонов, железных и автомобильных дорог, до самых крупных  промышленных гигантов. 

История  этого трактора начинается в 1963 году, именно тогда с конвейера  Челябинского тракторного завода сошли первые экземпляры Т-100. Хотя  принципиально новым этот аппарат нельзя было назвать, он создан на базе  предшественника, С-100, в свою очередь уходившего корнями к  американскому бульдозеру Caterpillar. Некоторое количество американских  машин было поставлено в СССР по ленд-лизу. 

Принципиальным отличием Т-100 от предшественника был двигатель и кабина.

Дизельный  двигатель Д-108 объемом 15.5 литров развивал мощность 108 л.с.  Четырёхцилиндровый безнаддувный, с водяным охлаждением и запуском от  «пускача», который в свою очередь запускался от электростартера.

Пусковой мотор можно запускать и вручную, чаще всего именно так и делали. 

Кстати,  непосредственный впрыск топлива прямо в цилиндр, без предкамер,  появился на челябинском тракторе впервые именно на этой модели. Сама  камера сгорания была в поршне. 

Мотор  получился довольно экономичным, к тому же, на холостом ходу подача  топлива во второй и третий цилиндр прекращалась. Правда, на «бывалых»  тракторах эту функцию часто упраздняли.

Хорошим  нововведением, облегчавшим ремонт и обслуживание трансмиссии, стала  отдельная (от корпуса коробки передач) установка муфты сцепления. То  есть, для замены сцепления не нужно было снимать тяжелую коробку.

КПП  здесь четырёхскоростная (на ранних версиях передач было три), с  реверсом. Максимальная скорость около 10 км/час. Немного, но для  бульдозера достаточно. 

Кабина  для своего времени была неплохой. Просторная, с отопителем. Впрочем,  был один недостаток – корпус воздушного фильтра двигателя расположен  прямо в кабине. С одной стороны такое решение обеспечивало постоянную  вентиляцию, но из-за него в кабине было шумно. 

Из-за  низкой скорости эти трактора применялись в основном на стройках, для  сельхозработ они были слишком медленными, хотя удельное давление на  грунт 0,47 кгс/см2, при весе в 11 тонн, позволяло использовать его и с  плугом.

Управление  отвалом чаще всего было механическим. В задней части бульдозера  установлена лебедка, трос от которой через систему блоков шел к отвалу.  Вот как выглядит этот механизм.

Во  второй половине семидесятых механическое управление навесным  оборудованием в основном сменилось на гидравлику. Помимо бульдозера,  «Сотка» стала основой для различной спецтехники – трубоукладчиков,  копров для забивания свай, рыхлителей, скреперов и другой строительной  техники. 

Помимо строек «Сотка» долгое время была основным бульдозером в горнорудной промышленности и на лесозаготовках. 

Для  болотистых и мягких грунтов использовали широкие гусеницы. Удельное  давление на грунт при таком варианте не превышало 0.2 кгс/см2

Производство  этого трактора было свёрнуто в начале восьмидесятых, но они и в  девяностых исправно трудились, часто их видел на разных стройках в  городе.

Благодаря  простой ремонтопригодной конструкции с большим запасом прочности, а в  некоторых странах, куда экспортировались Т-100, они работают и до сих  пор. В Венгрии, на Украине, да и в российской глубинке, уверен, еще  можно встретить этого механического динозавра, неторопливо, но уверенно  делающего свою работу. Oldtimer

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened