mexanizm Golden Entry

Categories:

Безотказный труженик села и города. Трактор «Беларусь» МТЗ-5

Интересно,  во время работы над МТЗ-5 знали ли конструкторы, что их творение станет  лучшим трактором своего времени? Сложно сказать, много воды утекло с  тех пор, но то, что старались они на славу – тут никаких сомнений нет. 

Появившийся  в 1956 году трактор стал по-настоящему универсальным. На протяжении  нескольких десятков лет МТЗ-5, он же «Беларусь» можно было увидеть в  поле и в городе. Он тянул плуг, сеял и собирал урожай. Он был основным  работягой коммунальных служб даже в восьмидесятых, несмотря на то, что  последний экземпляр этой машины покинул заводские ворота в 1972 году, и  уже не в Минске, а в Днепропетровске. 

Помните  эти экскаваторы, звавшиеся в народе «петушок», которые работали в  ремонтных бригадах водоканалов? Я их застал даже в девяностых.

Конструкция  трактора вкратце, следующая. Картеры агрегатов трансмиссии, соединенных  между собой заднего моста и коробки передач – несущие, к ним крепится  передняя полурама и двигатель. 

К передней части полурамы крепится передняя ось. Подвеска не имеет никаких амортизаторов, всё просто и жестко.


Двигатель  дизельный четырёхтактный. В разные годы выпуска на трактор ставили  дизель Д-40 мощностью 45 л.с и Д-48 мощностью 48 л.с. Тяговый класс  этого трактора – 1.4 т.

У  самых ранних машин коробка передач была 5-скоростная, с 1957 года  добавилось еще пять передач. Максимальная скорость переднего хода  составила 22 км/час. Ведущие колёса с бортовыми редукторами. Ведущий  мост с принудительной блокировкой дифференциала. 


Кабина  тоже появилась не сразу. До середины 1957 года МТЗ-5 производился без  кабины, тракторист был открыт и летнему зною, и весенней/осенней  непогоде. Впрочем, у капиталистов в то время ситуация была не лучше.  Большинство европейских и американских колёсных тракторов того времени  кабины тоже не имели.

Насколько  мне известно, в 1958 году уже все МТЗ-5 сходили с конвейера с кабиной.  Она очень простая, с брезентовой крышей, но главное в ней было то, что  она вообще была. Цельнометаллическая появилась, кажется, уже на  украинских версиях «Беларуси».

Кстати,  любопытный момент – топливный бак так и остался под сиденьем, с  появлением кабины переносить его не стали, так и остался. Заливная  горловина только была сзади, снаружи.

Знаковым  для Минского завода был 1958 год. Трактор оценен по достоинству в  Европе, на выставке в Брюсселе коллектив, создавший этого трудягу,  получил золотую медаль.


В этом же году стартует производство «Беларуси» на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске. 

Навесная  система с гидравлическими цилиндрами, и что очень важно, вал отбора  мощности имел постоянную скорость вращения независимо от того, едет  трактор или стоит на месте. 

Даже в наши дни МТЗ-5 продолжает трудиться. (с) фото из открытых источников

Кажется,  впервые на советских колёсных тракторах независимый от движения машины  ВОМ появился именно здесь, но я могу и ошибаться.

Помимо  базовой, пережившей несколько модернизаций, версии, были и  полноприводные. Передний ведущий мост брали от грузовика ГАЗ-63, а на  совсем ранних экземплярах – от армейского джипа ГАЗ-67. 

Производились они малыми партиями до начала 1960-х, до наших дней, думаю, ни один МТЗ-5 с полным приводом не сохранился. 

Весь  список оборудования, с которым работал легендарный трактор «Беларусь»  нет смысла даже перечислять. Вообще, сложно представить, сколько  различных задач вывез на себе этот механический труженик, не трактор, а  целая эпоха.  

В  Минске производство МТЗ-5 прекратилось в 1962 году, после этого он еще  десять лет выпускался в Днепропетровске, назывался ЮМЗ-5. 

Кстати, кое-где они еще до сих пор работают, последние из могикан. Oldtimer

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened