mexanizm

Categories:

Позабытая Dutra DR-50. Плюсы и минусы странного самосвала

Самосвал,  похожий на трактор – самоделку называется думпер. По сути, это и есть  трактор, но не универсальный, а специализированный. Служит он для  перевозки сыпучих грузов в пределах стройплощадок и промышленных  предприятий, на дорогах общего пользования он, как правило, не  встречался.

Но  из каждого правила есть исключения, вот и на старых фото можно увидеть  «Дутру» на улицах Москвы. Причем, на машине хорошо виден госномер.  Работали думперы на московских стройках, но недолго.

Трактор-самосвал  имел очень примитивную конструкцию. Справа от кабины водителя находится  четырёхцилиндровый дизельный двигатель «Чепель» мощностью 60 л.с.  Коробка передач была четырёхступенчатой, задний мост с  реверс-редуктором, так что передач заднего хода тоже было 4. 

Так  сделано специально, трактор самосвал способен ездить взад-вперед, для  этого на нем предусмотрено даже дублированное управление. В СССР  поставлялись версии с обычным управлением.

Необходимости  в разворотах на участке при дублированном управлении не было, «Дутра»  могла стать под загрузку в очень стесненных условиях, и это было её  положительной стороной. Проходимость здесь – тракторная, это тоже было  плюсом. 

Минусов было больше. Управление очень тяжелое, гидроусилителя руля нет, а передняя ось прилично нагружена. 

Отдельная история – опасная разгрузка. 

Привычный  нам гидроцилиндр появился уже на поздних версиях, а до этого кузов  опрокидывался за счет собственного веса. Он сконструирован таким  образом, что основная масса груза находится в задней части. Сам «совок»  опирается на раму двумя эллиптическими упорами. Вот как это выглядит. 

Так  вот, груженый кузов удерживается от опрокидывания специальным  фиксатором в передней части. Подъехав к месту выгрузки, водитель должен  был отойти от машины метров на 5, и дернуть тросик разблокировки этого  фиксатора. Кузов под весом груза откидывался назад, выгружался, после  чего возвращался в исходное положение, подталкиваемый двумя пружинами.  Фиксатор блокировался автоматически.

Часто такая разгрузка сопровождалась отрывом передней части от земли на несколько секунд. 

Иногда  думпер вслед за грузом летел в котлован, поэтому соблюдение техники  безопасности здесь играло важнейшую роль, но у нас, как известно,  правилами ТБ часто пренебрегают. В общем, бывали случаи, как на стройках  так и на производстве. Сама по себе машина не была опасной, но  несоблюдение правил работы вело к трагедиям. 

(с) фото livejournal/guriny
(с) фото livejournal/guriny

По  московским улицам на «Дутре» ездить было тяжело, обзорность никакая.  Словом, не любили шофера эту машину, поэтому массовых её поставок в СССР  не было. 

Одна  из уцелевших, хоть и основательно вросших в землю «Дутр» несколько лет  назад была найдена в Свердловской области. Еще, возможно несколько  единиц сохранилось в Казахстане, их там много было в шестидесятых, и в  самой Венгрии еще штуки три осталось. Oldtimer

promo mexanizm май 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened