mexanizm

Categories:

Lanz Bulldog. Почему трактор с нефтяным мотором выпускали до 1960-х годов

Ланц  Бульдог. Уверен, название этого немецкого трактора вам мало о чем  говорит, многие его слышат впервые. Хотя, даже в наши дни в Европе  небольшие колёсные трактора в народе по привычке зовутся «бульдогами».  Но именно Lanz Bulldog D9506 – трактор уникальный, переживший сразу  несколько эпох.

Самые  первые версии этого трактора появились в 1921 году, и уже на тот момент  его конструкцию можно было назвать устаревшей. Всё дело в двигателе. 

Однопоршневой  10-литровый (это не опечатка, всё так) мотор с калильным зажиганием при  идеальных условиях можно было завести минут за 15. В морозную сырую  погоду он хорошо, если за час заводился. 

Самые первые версии трактора выглядели так

Огромный  чугунный поршень двигался горизонтально и при работе мотора создавал  сильные вибрации. Дым из трубы валил такой, что завидовали паровозы, а  современных экологов при его виде массово разбивал бы паралич. Всяких  там экологических норм тогда еще не выдумали. 

Это  так называемый «нефтяной мотор», в то время он еще применялся на разных  стационарных установках, типа водокачек, генераторов и приводов разного  фабричного оборудования, но на транспорте он был редкостью. 

Впрочем,  все его минусы перевешивал один значительный плюс – мотор мог работать  на любом жидком топливе типа сырой нефти, топочного мазута, отработки и  даже растительного масла. Само собой, он работает на любом дизельном  топливе и керосине. Так что «Ланц Бульдог» для Германии, разорённой  Первой мировой, был хорошим выходом, ведь бензин и керосин в стране были  на вес золота. А поля пахать на чем-то надо.

Для запуска двигателя первым делом надо было разогреть калильный шар. 

Делалось  это паяльной лампой. После того как шар был достаточно раскален, надо  было вручную крутить массивный маховик, приговаривая разные заклинания, и  ждать пока мотор «схватит». На это могло уйти до часу времени, всё  зависело от температуры окружающего воздуха и качества топлива. Для  облегчения пуска предусмотрен насос и форсунка в калильной камере.

Когда  двигатель начинал пыхтеть устойчиво, паяльную лампу убирали,  температура калильного шара уже поддерживалась за счет работы самого  мотора. Массивные маховики нужны для сглаживания вибрации, и толкания  поршня в сторону головки. С левой стороны от шкива на маховике идет  ремень привода вентилятора и динамо-машины от которой работали фары. 

Двигатель  водяного охлаждения, радиаторы в виде отдельных секций. Мощность мотора  варьировалась от 15 до 55 лошадиных сил, он низкооборотистый, 500-650  об/мин. 

Коробка  передач трёхскоростная с демультипликатором, суммарно было 6 передач  переднего хода и две – заднего. Диапазон скоростей от 3.5 до 16.5  км/час. 

К  середине 1930-х казалось, что дни этой архаичной машины сочтены, но  начало нового безумия, повлёкшее за собой опять-таки острый дефицит  топлива, дало трактору в буквальном смысле вторую жизнь. Теперь еще и в  виде скоростной версии – тягача для буксировки разных прицепов и  вооружений. 

После  Второй мировой производство «Бульдога» не прекратилось, вопрос  всеядного транспорта был актуален и в Германии и в целом в Европе,  поэтому в некоторых странах начинается локализованная сборка древнего  архаичного трактора. В Бельгии, Испании, Франции, Польше их собирали под  разными названиями, более того, даже в Австралии некоторое время  выпускали этот аппарат под местным названием KL Bulldog.

Внешне  машины не сильно отличались друг от друга, где-то могли ставить кабину,  где-то нет, были гусеничные версии, могли устанавливать электростартер и  специальную горелку для облегчения запуска, но принцип работы трактора  был всё таким же, как в далёком 1921 году. 

Завершилось  производство легендарного «Бульдога» лишь в 1959 году суммарным тиражом  более 200 тыс. экземпляров. Примерно в то же время компанию Lanz купил  американский производитель сельхозтехники John Deere, некоторое время  использовавший этот бренд. 

На полях эти трактора встречались даже в 1980-х, в странах Латинской Америки, куда они по всей видимости тоже поставлялись. 

В  наши дни Lanz Bulldog можно увидеть на многочисленных  сельскохозяйственных выставках в странах Европы, где он привлекает к  себе массу любопытных, особенно в процессе запуска. 

Кажется, сейчас увидеть в работе калильный «нефтяной» мотор – всё равно, что увидеть живого динозавра у себя в лесу за городом. Oldtimer

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 23
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened