mexanizm

Category:

Легендарный советский внедорожник ГАЗ – 69. «Труженик»

Легендарная машина, один  из самых массовых советских внедорожников – желанное приобретение  любителей Off -Road покатушек и в наши дни, машина, без которой не  обходится ни один слёт любителей ретро-автомобилей, а в глубинке их и  сейчас можно встретить, уставших, «уколхоженных» более поздними  агрегатами от «Волг» и «Уазов», но по прежнему находящихся в строю.  Труженик, и этим всё сказано. Кстати, это название первых, еще  предсерийных образцов, более известное народное название машины –  «козлик».  

А начиналось всё просто и  банально. После войны большой стране, в которой было очень мало дорог с  хоть каким-то твёрдым в осеннее и весеннее время покрытием,  автосервисов не было от слова совсем, качество масла и топлива оставляло  желать лучшего и вообще, было хорошо если это самое масло хоть какое-то  было, в глубинке, нужна была очень много простых, очень надёжных машин с  очень хорошей проходимостью. За разработку такого внедорожника взялись  на Горьковском автозаводе в 1946 году, через два года были готовы первые  ходовые образцы для испытаний, они и носили название «Труженик», ну а  полномасштабное серийное  производство началось   в августе 1953 года. С  1952 автомобиль выпускался мелкими предсерийными партиями, в основном  для испытаний в разных климатических условиях. Производилась машина до  1972 года, выпущено было более 600 000 экземпляров. ГАЗ-69 был очень  популярной машиной за рубежом, экспортировался в более чем 60 стран, для  которых машина выпускалась в разном климатическом исполнении.  

Простая машина высокой  проходимости нужна была как военным, на смену армейского ГАЗ-67Б, так и в  народном хозяйстве, в многочисленных колхозах. Эксплуатация машины  подразумевалась в местах отдалённых от авторемонтных мастерских и  рембаз, а станций техобслуживания в нынешнем их понимании тогда в нашей  стране и вовсе не было. Поэтому одним из основных требований к  конструкторам по новой машине была её ремонтопригодность в любых  условиях – примитивно оборудованных гаражах, эстакадах, станциях по  ремонту тракторов, да и просто в чистом поле. Поэтому на новую машину  большая часть агрегатов перекочевала из уже имеющихся разработок,  проверенных временем и избавившимся от «детских болезней».  

Четырехцилиндровый рядный двигатель был от «Победы»   , объемом 2 литра и мощностью в 55 л.с., от неё же – трёхступенчатая  коробка передач, только с напольным переключением. Неразрезные мосты  подвешены были на рессорах, рычажные амортизаторы на бездорожье не  всегда справлялись со своей задачей из-за чего машину начинало  «козлить», то есть раскачиваться с носа на корму, такое могло  происходить и при резком торможении.  

Никаких усилителей  органов управления не было, тем не менее рулевое управление тугим  назвать нельзя было, а вот на педаль тормоза приходилось жать с  чувством.  

В мостах применялись  разгруженные полуоси (как на грузовиках), главная передача была  конической, а дифференциал имел всего 2 сателлита.  

Основная задача машины  была – покорять направления, с чем она прекрасно справлялась. У военных  она еще использовалась и как тягач для прицепов весом в 500 кг, и лёгких  орудий. ГАЗ-69 оснащен двухступенчатой раздаточной коробкой с  понижающими передачами, подключаемым передним мостом, постоянный привод –  задний, машина может двигаться по любой твёрдой поверхности невзирая на  буераки, канавы и прочий ландшафт пересеченной местности, может  преодолевать вброд водные преграды глубиной до 50 см, может двигаться по  болотистой местности. При небольшой подготовке в виде отключения  вентилятора и герметизации отверстия для масляного щупа, машина могла  преодолевать вброд препятствия глубиной до 80 см. И всё это на штатной,  узкой резине, подходящей не для всякого бездорожья.   

Даже без особой  специальной современной внедорожной подготовки, этот старик, если он  конечно находится в хорошем техническом состоянии, может неплохо  тягаться на серьёзном бездорожье со многими современными «взрослыми»  джипами, про «паркетники» и говорить нечего, они даже не доедут туда,  где на этой машине потребуется подключить передний мост.  

ГАЗ-69 по праву признан  одним из лучших внедорожников середины ХХ века в мире, и на то время, в  сравнении со своими зарубежными собратьями он был неплохо укомплектован,  в те времена даже двери были не обязательным условием для машин такого  класса, а уж отопитель – тем более. Для продуваемого всеми ветрами через  все щели брезентового тента отопитель был слабоват, но ветровое стекло  он оберегал от замерзания, да и для водителя и переднего пассажира тепла  в целом хватало. Фара искатель так же была в списке привычного  оборудования.  

Машина выпускалась в  двухдверном и четырёхдверном исполнении с мягким верхом, так же была  выпущена небольшая партия с цельнометаллическим кузовом для нужд почты,  машина была без переднего ведущего моста, моноприводной, но такие машины  с металлическим верхом именно заводского исполнения до наших дней  скорее всего не дожили. 

В таком виде машину часто можно было наблюдать в провинции, на задворках, лет 15-20 назад... 

В течении прошедшего  десятилетия ГАЗ-69 пережил, можно так сказать, второе рождение. Даже  уколхоженные, гнилые и «убитые» машины реанимируются реставраторами, и  любителями штурмовать серьёзное бездорожье, и это только лишь  подтверждает, что «Труженик» - машина сделанная на века, время над  которой неподвластно. 

Фото для иллюстраций взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.   

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.        

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 23
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened