mexanizm

Categories:

Ярославский артиллерийский тягач. Был не идеален, но необходим

Разработка  этих машин шла в самые тяжелые для СССР времена. В начале Великой  отечественной, когда стало очевидно, что для буксировки орудий и тяжелых  прицепов в условиях распутицы и снежной целины колёсная техника не  подходит.

Конечно,  данный факт не стал открытием для военных, да и гусеничные тягачи в  небольшом количестве выпускались в СССР ранее, но ситуация требовала  срочного, простого в производстве и обслуживании решения. 

Таким  решением стал тягач Я-11. Работы над его созданием велись коллективом  института НАТИ с 1942 года, в феврале – марте 1943 года появились первые  опытные образцы машины. Испытания проходили на полигоне в Кубинке, в  ускоренном режиме, потому как тягач был нужен на фронте, и уже в июне на  Ярославском тогда еще автомобильном заводе началось производство Я-11.

Столько  короткий срок разработки стал возможен благодаря унификации с техникой,  существовавшей на тот момент – ходовую часть взяли от лёгкого танка  Т-70М, двигатель – два четырёхцилиндровых карбюраторных ГАЗ-М,  работавших в паре. Суммарная их мощность с учётом разных потерь была  около 85 л.с. Рама была простой конструкции, собранной по принципу рамы  грузовика. 

Главная передача, тормоза и механизмы управления поворотом установлены в задней части, почти всё там унифицировано с Т-70М. 

История  тягача Я-11 заканчивается вскоре после начала его выпуска. Дело в том,  что моторный цех Горьковского автозавода был сильно поврежден в  результате авианалетов Люфтваффе, и производство двигателей было  приостановлено.

Оперативно  переоборудовали тягач под установку американского дизельного двигателя  GMC 4-71. Четырёхцилиндровый двухтактный дизель развивал мощность 111  л.с. Крутящий момент 470 Н/м больше подходил для гусеничного тягача, чем  333 Н/м, которые суммарно давала пара газовских моторов. В комплекте к  дизелю шла 5-ступенчатая коробка передач и сухое однодисковое сцепление.

Партия  в 1500 штук этих силовых агрегатов была заказана в США еще в 1941 году,  предназначалась она для тяжелых дизельных ярославских грузовиков, но  пока этот заказ был выполнен и доставлен, в тех грузовиках уже не было  особой необходимости. В то же время, оставшемуся без двигателя  артиллерийскому тягачу американский дизель пришелся как нельзя кстати.  Переоборудование заняло всего 2 недели.

Дизельная  версия получила индекс Я-12. Именно этот тягач и производился в годы  войны. По воспоминаниям фронтовиков, машина была надёжной, с хорошей  ремонтопригодностью в полевых условиях. Сказывалась всё та же унификация  с танком, в запчастях по ходовой части и трансмиссии недостатка не  было. Вот только американский двигатель для работы требовал топливо и  масло хорошего качества, там надо было следить за своевременной чисткой и  заменой фильтров.

Максимальная  скорость тягача была 37 км/час. На буксире он мог тянуть почти все  существовавшие на тот момент в СССР орудия, от 85 мм зенитных пушек до  203 мм гаубицы Б-4. На бортовой платформе могло ехать до 10 человек и  ящики с боекомплектом.

Основным  недостатком тягача была слабая сцепка гусениц с грунтом при глубокой  распутице или подъеме на заледеневшие подъемы. Тяги двигателя хватало с  избытком, и гусеницы просто могли буксовать, особенно если тягач шел с  тяжелым прицепом. Порой пробуксовывало и однодисковое сцепление. В  совсем сложных условиях Я-12 работали в сцепке по 2, а то и 3 машины.

Из самых частых проблем – разрушались гусеницы, выходили из строя ведущие звёздочки и лопались торсионы подвески. 

Как  бы там ни было, об успехе этой техники говорит тот факт, что Иван  Иосифович Дронг, главный конструктор этой машины, в 1944 году был  удостоен высокой награды за свою разработку – ордена Красной Звезды. Ряд  наград был вручен и коллективу инженеров, работавших над этим проектом.

Некоторая  часть этих машин была затрофеена немцами, которым Я-12 явно нравился.  На сохранившихся фото тех времен видны тягачи, буксирующие тяжелые  зенитки FlaK 37.  

В  1946 году выпуск Я-12 был завершен. Запасы американских моторов были  исчерпаны, но вместо них готовился запуск советской копии – ЯАЗ-204. Он  еще не был до конца готов. 

Еще  с 1943 года предпринимались попытки установить на тягач бензиновый  двигатель ЗИС-5М, но своему дизельному собрату машина проигрывала по  динамике, и особенно – по тяге. 

Тягач  с двигателем ЗИС назывался Я-13, выпускали его малыми партиями до 1948  года, не только в Ярославле, но и в Мытищах. До наших дней эта машина  сохранилась в виде памятников на постаментах и экспонатов в музеях  военной техники. Oldtimer

Еще по теме. Тяжелый трактор "Коммунар", применявшийся в том числе для буксировки артиллерии, и гусеничный тягач "Ворошиловец".

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened