mexanizm

Categories:

Tatra 148. Самосвал - «косолапка»

Каждый раз, когда видел  грузовики Tatra,  удивлялся  их смешной «косолапостью», хорошо заметной  по задним колёсам, если машина не загружена.  Машин сто сорок восьмой  модели уже на дорогах не встретишь, я их застал, когда сам еще  подростком был, в середине 90-х на одной из строек в Днепропетровске  работали несколько самосвалов Tatra 148, один как сейчас помню, был  синего цвета. Больше эти машины мне нигде не встречались вживую, хотя  это был один из самых массовых «импортных» грузовиков в СССР… 

Построен грузовик на  традиционной для чехословацкой  компании хребтовой раме, массивной  «трубе» изготовленной из стали, применяемой для изготовления рессор,  благодаря чему может выдерживать большие нагрузки, в том числе и на  кручение. Карданный вал в привычном его понимании у грузовика  отсутствует, вместо него, внутри трубы-рамы к задним разрезным мостам  идет трансмиссионный вал. Привод на колёса идет при помощи качающихся  полуосей, мосты проходные, по сути – модульная конструкция, позволяющая  получать различные модификации грузовиков из одних и тех же узлов.  

Двигатель дизельный  воздушного охлаждения, 8 цилиндровый V-образный объемом 12.6 литра,  мощностью около 200 л.с. Двигатель был простой и неприхотливый, но  страдал от перегревов. Дело в том, что привыкшие к отечественным  грузовикам с низкооборотистыми  дизелями жидкостного охлаждения шофёры  старались поддерживать низкие обороты и на Татре, мотор которой для  наилучшего охлаждения требовал наоборот – высоких оборотов. К качеству  топлива мотор не был привередлив, что так же ценилось советскими  шофёрами. 

Сцепление было  двухдисковым с гидроприводом, тормоза – пневматические с аварийными  энергоаккумуляторами на задних колёсах, рулевое управление с  гидроусилителем, коробка передач – механическая 5ятиступенчатая, но  немного странной конструкции. Дело в том, что синхронизаторы были на 2 и  на 5 передаче, поэтому двойной выжим сцепления на этом грузовике от  шофёра требовался. В трансмиссии был применен межосевой дифференциал,  что бы снизить износ колёс, которые при такой «косолапости» снашивались  довольно быстро.  Расход топлива был в районе 30 литров на 100 км, что  для тяжелого самосвала можно сказать, по тем временам было экономичным,  максимальная скорость была 80 км/ч.  

Подвеска всех колёс у  «косолапки» - независимая. При внушительном клиренсе в 250 мм большой  вертикальный ход колёс обеспечивал самосвалу отличную проходимость,  сравнимую порой с сочлененными карьерными машинами, поэтому Татра часто  применялась на тяжелых строительных работах, таких как разработка  Саматлорского нефтегазового месторождения в Тюменской области, и на  других нефтяных месторождениях,  при работах на болотистой местности, на  лесозаготовках, в карьерах, в общем везде, где нет дорог а есть только  направления и огромный объем перевозимых сыпучих грузов.  Грузоподъемность Татры была 16 тонн, что весьма немало для грузовика,  имеющего хребтовую раму.  На асфальтированных дорогах в городе такую  машину нечасто можно было встретить, асфальт – не её стихия. 

На основе опыта  эксплуатации Татры в СССР, чешская компания даже построила специальную,  «арктическую» модификацию грузовика.  В СССР поставлялись машины с  колёсной формулой 6х4, и полноприводные версии- 6х6.  

Выпускалась Tatra 148 с  1972 по 1982 год, всего было выпущено 113647 машин, большая часть их  эксплуатировалась в СССР, да и во всех странах соцлагеря машина была  известна и пользовалась заслуженным уважением. Её возможности,  технические характеристики актуальны даже сейчас, а той надёжностью, что  была у Татр, немногие современные тяжелые самосвалы могут похвастаться,  и ремонтопригодностью в условиях, приближенных к полевым – тем более.  Но время идет, Чехословакии уже нет, исчезли и «косолапые» Татры с наших  дорог, лишь изредка мелькают в объявлениях о продаже полуразложившиеся  экземпляры сто сорок восьмой, представляющие интерес сейчас разве что  для реставраторов.  

Фото для иллюстраций взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.   

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.        

promo mexanizm май 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened