mexanizm

Category:

ЗАЗ-970. Несостоявшийся украинский минивэн

Сложно сейчас в это  поверить, но Запорожский автозавод в своё время создал очень интересный  шестиместный автомобиль с кузовом однообъемной, вагонной компоновки,  попросту говоря минивэн, и сделал это в первых рядах мирового автопрома.  В 1962 году концепция небольших микроавтобусов, потенциальный спрос на  них только-только изучались ведущими западными автогигантами, и ЗАЗ в  этом не отставал. 

Как часто бывало в  советском автопроме, желание творить и создавать у конструкторов,  инженеров, художников-кузовщиков было, а вот у покрывшихся мхом  представителей компартии либо не было понимания важности перспективных  разработок, либо были свои ограниченные видения того, как должен (по их  мнению) жить советский человек, что ему нужно а что нет. В общем, в  планах министерства разработка минивэнов на то время  не значилась.  

Идею создания необычного  для своего времени автомобиля поддержал тогдашний директор завода Юрий  Сорочкин, главным специалистом этого проекта был участвовавший в  создании первенца Запорожского автозавода, всем известного «горбатого Запорожца», точнее – его прототипа конструктор Лев Мурашов. 

Строилась машина на  узлах и агрегатах серийно выпускавшегося «Запорожца», унаследовав от  него всё, и независимую подвеску задних колёс, и торсионную подвеску  передних колёс, и тормозную систему с барабанами на всех колёсах, нет  точных данных насчёт рулевого управления, ну и конечно же, унаследовал  двигатель воздушного охлаждения мощностью 27 л.с., установленный,  естественно, в задней части машины. Светотехника была позаимствована у  ЗАЗ-965.  

Заднемоторная компоновка  не позволяла сделать в корме кузова широкую дверь. Сзади был люк,  необходимый по большей части для ремонта мотора, и небольшой люк для  текущего осмотра двигателя и контроля уровня масла. Задние сидения были  разделены кожухом, закрывавшим мотор. Передний ряд пассажирских сидений  был установлен против хода машины, всего же мест в минивэне, построенном  за базе «Жужика» было 6.  Доступ в пассажирский отсек был через широкую  двухстворчатую боковую дверь.  

Сидения второго и  третьего рядов могли складываться, трансформируя таким образом машину из  пассажирской в грузопассажирскую, которая могла помимо водителя и  пассажира везти до 350 кг. груза. Машина была довольно экономичной,  потребляла 7.5 литров бензина на 100 км., а вот максимальная скорость  была небольшой – всего 70 км/час. Кстати, испытатели отмечали, что у  микроавтобуса двигатель не так греется, как на обычном «Запорожце».  Поскольку мотор находился под полом, по сути, охлаждался он,  действительно, эффективней.  

Машина в целом  понравилась как её создателям, так и представителям потенциального  заказчика – торговых организаций, находившихся в постоянном поиске  небольшого, удобного и экономичного развозного фургончика. Но увы,  запорожский минивэн разделил судьбу множества неплохих концептов  советского автопрома – в серию не пошел. Свободных площадей для выпуска  этой машины у завода, у которого и без того часто случались перебои с  производством серийной легковушки, не было, у минавтопрома не было  финансов для воплощения инициативы заводского конструкторского бюро в  жизнь.  

Фото для иллюстраций взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.   

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.        

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened