mexanizm

Categories:

ГАЗ 21. «Волга» со звездой

Временами еще  встречаются на наших дорогах «Волги» ГаЗ-21 третьей серии, хоть и не  часто. Но ту, самой первой серии «Волгу», с которой и началась история  самого, наверное, знаменитого отечественного автомобиля, я давно уже не  видел на дороге. На выставках олдтаймеров – да, а так что бы в потоке,  на перекрёстке в городе – нет. Они даже во времена моего детства,  выпавшего на начало 90-х были редкостью, хотя еще встречались в роли  машин на каждый день.  

Пришедшая на смену  «Победе» ГаЗ М-20  «Волга»  ГаЗ М-21 была в своё время не просто  современным по мировым меркам автомобилем, для советского автопрома это  был технический прорыв. Автомобиль должен был оснащаться автоматической коробкой передач  (АКП) в базовой комплектации, коробка с ручным переключением  рассматривалась только для такси, и автомобилей для госструктур. В  машине  была предусмотрена централизованная система смазки деталей  передней подвески, многодиапазонное радио входило в базовую  комплектацию, так же на машине появились подвесные педали. Дизайн  автомобиля соответствовал модным тенденциям в автомобилестроении тех  лет.  

Предсерийные образцы  «Волги» не имели радиаторной решетки в виде массивного бруса,  увенчанного звездой, машина имела радиаторную решетку с 10 широкими  прорезями, похожую на ставшую  базовой впоследствии, во второй серии  выпуска «Волг»  решетку. 

Бытует мнение, что  решетка с широкими прорезями не понравилась высокопоставленным членам  комиссии госприёмки, в особенности Георгию Жукову, после чего дизайн  решетки изменили, и появился этот знаменитый брус со звездой.  

Начало 50-х годов было  неспокойным временем для Горьковского автозавода. Трудности с выпуском  «Победы», вынужденная остановка конвейера стоили тогдашнему гендиректору  ГАЗа Лоскутову его должности. В конце 1951 года по доносу был снят с  должности главный конструктор Андрей Липгарт, легендарная личность,  создававший «Победу», «ЗИМ» и грузовик ГаЗ-51. С высоким  министерским  начальством, требовавшим современный автомобиль для всех, и в  особенности для передовиков производства, ведущих спортсменов,  героев-военных и партийных деятелей, старались лишний раз не спорить,  тем более что руководство страны не очень довольно было качеством  сходивших с конвейера «Побед», ведь в 1948 году даже пришлось  приостанавливать конвейер, с целью устранения конструкционных недочётов. 

Первый серийный образец  «Волги» первой серии сошел с конвейера 10 октября 1956 года. Новый  двигатель для «Волги» сделать к тому моменту не успели, и что бы не  срывать сроки, машина начала сходить с конвейера со старым  нижнеклапанным двигателем от «Победы».  

Задумки на новый  двигатель у конструкторов были амбициозными. Опытные образцы машин в  1955 году уже оснащались новым двигателем, верхнеклапанный, со  сферическими камерами сгорания и расположенными под углом клапанами, он  был прогрессивен для своего времени, но на испытаниях разочаровал –  плохо тянул на низах и был весьма прожорлив, а ведь одним из главных  требования к двигателю была экономичность. В итоге конструкция двигателя  была значительно упрощена, производство мотора пошло в серию к середине  1957 года, к концу года уже все машины стали сходить с конвейера с  новым двигателем.  

Разочаровала и новая  АКП. Сложное на то время устройство требовало качественного «Декстрона»,  освоить производство которого отечественный нефтехим всё никак не мог, и  очень грамотного технического обслуживания в условиях автосервисов и  специализированных гаражей в штате которых были механики достаточной для  ремонта вариаторов квалификации. Культура автосервиса как такового  пришла в СССР только с появлением ВАЗа, и то лишь благодаря  принципиальному требованию итальянцев, помогавших стоить автогигант в  Тольятти, и очень удобное, полезное техническое новшество не прижилось.  Сколько всего было выпущено волг с АКП мне сказать трудно, по разным  данным от 700 до 900, как бы там ни было, всего меньше 1000. И то,  впоследствии владельцы машин с вариатором меняли коробку на ручную.  «Волги», имевшие АКП шли с индексом «Е», хотя изначально планировалась  АКП в базовой модификации, без всяких индексов.  

Не прижилось на машине и другое техническое новшество – централизованная система смазки передней подвески.  

Цилиндр с пластиковым бачком для масла виден рядом с чугунным главным тормозным цилиндром

Цилиндр с пластиковым бачком для масла виден рядом с чугунным главным тормозным цилиндром 

Маслёнка - тоже отличительная черта первой серии. Нужна была для смазки генератора.

Маслёнка - тоже отличительная черта  первой серии. Нужна была для смазки генератора. 

Изначальная задумка была  хороша – водителю лишь требовалось следить за уровнем масла в  специальном бачке, и время от времени нажимать на кнопку-педаль системы  смазки. Но эксплуатация показала слабые стороны системы – резиновые  трубки-маслопроводы быстро ломались, негерметичные пыльники и манжеты  пропускали масло, оно текло из всех щелей, вскоре от централизованной  смазки отказались, и «волгарь» до сих пор ассоциируется с человеком,  уверенно орудующим пресс-маслёнкой для тавотниц. Узлы подвески  автомобиля, особенно в сельской местности, ездившего по пыльным  грунтовкам требовали частой смазки. 

Салон автомобиля по тем  временам был просто шикарен. Очень мягкие сидения-диваны, переднее было  сплошным, в американском стиле, радио, хороший отопитель, часы, большой  спидометр с полупрозрачной пластиковой сферой, выполненный в стиле  «Крайслеров» тех лет. Салон получился просторным и светлым.  

Жаль, выпущено «Волг» со  звездой было очень мало, на конвейере модель продержалась с 1956 года  по ноябрь 1958 года, затем её сменила более массовая, вторая серия.  Вместе со звездой исчезла и массивная хромированная фигурка оленя с  капота, считалось что она представляет опасность для пешеходов в случае  наезда.  Найти сейчас неубитый, негнилой, не «уколхоженный» вариант  почти нереально, и если кому-то это удается, то такую находку можно  считать настоящим чудом.  

Техническая характеристика.  

Число мест 4- 5 

Двигатель Бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный ГАЗ-21А. 

Рабочий объем 2445 см3 

Мощность 70 л.с. 

Максимальная скорость 115 км/ч 

Расход топлива 13-15 л/100 км 

Снаряженная масса 1460 кг  

Все фото взяты из открытых источников. 

Понравилось? Не забудьте поставить лайк
promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened