mexanizm

Categories:

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

С  названием «Запорожец» у всех нас прочно ассоциируется одна известная  машина, легендарный герой анекдотов. О существовании одноименного  трактора едва ли кто помнит, сколько лет уж минуло, воды утекло, а ведь  его можно считать первенцем всей советской тракторной промышленности.

Конструкция  трактора была настолько простой, что сзади даже колесо было всего одно,  отсутствовала коробка передач, система зажигания, из органов управления  был только руль и рычаг сцепления. 

Хотя,  нет, был еще краник подачи воды. В цилиндр двигателя, заслуживающего  подробного описания. Мотор «Запорожца» был одноцилиндровый, двухтактный,  мощностью 12 л.с, с водяным термосифонным охлаждением. Топливом ему  служила сырая нефть, а вместо системы зажигания была калильная головка. 

Перед  запуском мотора головку грели от внешнего источника тепла, например  паяльной лампы, и лишь после того как она раскалится, можно было крутить  маховик, заставляя мотор работать самостоятельно. Но помимо нефти, в  цилиндр подавалась и вода, она там служила в качестве регулятора момента  вспышки. У трактора была всего одна скорость вперед и одна назад, 3.6  км/час. 

В  техническом описании тех времен говорилось, что для вспашки одной  десятины земли «Запорожец» расходовал полтора пуда нефти и пять ведер  воды. В современных мерках десятина это чуть больше гектара (1.09), пуд  это 16.4 кг, а «ведро» это 12.23 литра, то есть, на литр нефти  расходовалось почти три литра воды. 

Вообще,  это скорее стационарный мотор, чем транспортный, но у конструкторов в  те годы выбора силовых агрегатов особо не было. Кстати, в разработке  принимали участие наши конструкторы и рабочие, это был продукт  коллективной мысли рабочих и крестьян, так сказать. 

Возглавляли команду конструкторов Леонард Абрамович Унгер, Петер Унгер и Якоб Ремпель. 

Важным  было то, что трактор можно было починить в условиях любой кузни, в  конструкции отсутствуют подшипники, вместо них – бронзовые втулки,  накладки муфты сцепления сделаны из кожи, вместо коробки передач простой  редуктор на прямозубых шестернях. 

Экспериментальный  образец был готов в июне 1922 года. Испытания в полях он прошел вполне  успешно, о чем коллектив завода «Красный прогресс» из города Токмак  Запорожской области известил телеграммой высшее московское руководство в  лице Ленина. Вскоре в качестве подарка вождю мирового пролетариата  отправился и сам первый ходовой образец трактора. 

Кстати, «Запорожец» проходил еще и сравнительные испытания с зарубежными собратьями, американским колесным «Фордсоном»  и гусеничным «Холт». Несмотря на существенные технические преимущества  западных машин, «Фордсон» даже проиграл «Запорожцу», закончив пропашку  «десятины» позже на 27 минут, и затративший на работу 45 литров  керосина. 

Стоит  ли говорить, что «Запорожец» был простым и понятным русскому мужику,  владевшему в лучшем случае азами механики, чем мудрёный (на те годы)  американский трактор, с его карбюраторами, магнето, шарикоподшипниками и  другими непонятными штуками. А деревне трактор был очень нужен.

На  «Красном прогрессе» планировали выпускать по 300 тракторов в год.  Конечно, такое производство нельзя назвать массовым, и полностью покрыть  спрос в механизации села оно не могло, но ряд артелей по всей стране  так же были заинтересованы в изготовлении чертежей (В это сложно  поверить, но их не было даже на самом заводе, все детали делали по  макетам, шаблонам) и налаживании выпуска. 

Мне  кажется, у них бы получилось, но вскоре НЭП сворачивается, приоритет  отдается закупке лицензий и налаживанию выпуска американских машин, а  простой и понятный «Запорожец» растворяется во времени. Если бы НЭП не  свернули, то скорее всего, у нас был бы свой «Ланц – Бульдог» 

Точной информации о количестве собранных машин нет, по разным данным с 1923 по 1927 год собрали от 360 до 740 экземпляров.  

Несмотря  на примитивность конструкции, о её надёжности говорит тот факт, что  последний из зафиксированных случаев использования этого трактора, с  порядковым номером 107 приходится на 1958 год, где-то в Черниговской  области он работал, а теперь стоит на постаменте.

На данный момент несколько первенцев нашего тракторостроения существуют в виде памятников на постаментах и в музее.  Oldtimer

promo mexanizm май 10, 2018 15:43 23
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened