ВАЗ-2121М. "Нива" с мотором от "Москвича"

Визуально эта машина  мало чем отличается от привычной нам «Нивы», первого поколения,  легендарного советского кроссовера, первого который стал по настоящему  массово доступным для жителей СССР. В глаза бросается лишь узкий  хромированный бампер, круглые указатели поворотов и габаритных огней,  установленных отдельно а не в привычном нам блоке, задние фонари от  ВАЗ-2103 (кстати, очень органично они смотрятся на «Ниве»), да… капот  вроде как чуть-чуть длиннее… 

Но самое важное отличие  было не во внешности этой «Нивы», а в её технической начинке. Под  капотом, вместо привычного вазовского 1.6 там стоял  москвичовскийУЗАМ-412.  Оказался он там совсем не из праздного  любопытства конструкторов, которым было нечего делать и они решили  скрестить осьминога с носорогом, причина была типичной и банальной для  советского автопрома – «Ниве» не хватало двигателей.  "Нива" еще была на  стадии испытательных образцов и доводки перед выпуском, но проблема  дефицита двигателей для не вырисовывалась уже тогда.  Машине подходил  лишь самый мощный из линейки вазовских моторов «шестёрочный», и он же  постоянно был в дефиците. Были попытки установить на «Ниву» мотор  объемом 1.3, но машин выходила никудышним овощем даже на ровной дороге.  

В 1975 году  конструкторам ВАЗа была поставлена задача попробовать приспособить для  «Нивы» мотор от Москвича 2140. Обойтись при этом малыми усилиями было  невозможно, москвичевский мотор был тяжелее, длиннее, и его надо было  адаптировать под существующую трансмиссию «Нивы» через переходную плиту,  которая так же увеличивала общую длину силового агрегата. 

Перед адаптацией  конструкторы проводили ряд испытаний москвического мотора, на предмет  его пригодности к применению конкретно на «Ниве» и пришли к выводу, что  по целому ряду параметров он конкретно этой машине не подходил, хотя сам  по себе мотор был неплох. Но что поделать, задание всё равно надо было  выполнить и мотор на «Ниву» установить. 

Интеграция  москвичевского мотора под капот вазовского кроссоверапотребовала прежде  всего увеличить длину капота. Передний свес стал длиннее на 65мм,  пришлось отказаться и от идеи размещать запаску под капотом, она  перекочевала в багажник. Это скорее положительное в плане улучшения  безопасности изменение, да и колесо в багажнике целее было, но объем  багажника уменьшился, а расположено оно там было неудобно. Поимо этого  пришлось изменить конструкцию рулевого управления. Масляный поддон  упирался в передний мост, пришлось изготавливать оригинальный поддон, а  на москвичевских моторах он литой, из лёгкого сплава. 

Ну и «по мелочам»,  карбюратор установили вазовский «Озон», пришлось изменить привод  сцепления, генератор адаптировали вазовский (Г-221), что бы не менять  схему электропроводки, сделали переходники на датчики по контролю за  двигателем, и еще ряд моментов.  

Слабое место  москвичёвского мотора, масляный фильтр, расположенный низко и  доставлявший порой проблем даже владельцам москвичей на бездорожье,  почему-то оставили без изменений.  

По итогу получилась  машина, сильно уступавшая по своим характеристикам обычной «Ниве» с  родным вазовским мотором.  Нагрузка на передние колёса увеличилась и  хуже того, стала неравномерной – распределение веса на правое колесо  было на 33.5 кг.больше чем на левое, причина – наклонное расположение  мотора. Такой дисбаланс вызывал крен при торможении и увод в сторону,  особенно на скользкой дороге. Ухудшилась развесовка по осям, а  удлинённый передний свес ухудшил проходимость, вышеупомянутый масляный  фильтр ей тоже не способствовал, его можно было повредить на буераках.  Суммарный вес машины вырос на 17.5 кг, что было весьма существенным для  лёгкого кроссовера. 

Систему охлаждения  мотора оставили штатной, подсоединив москвичевский мотор к родному  радиатору «Нивы», но такая система не справлялась, двигатель  перегревался, а зимой наоборот, запустить его при – 20 было сложно.  

После проведения  комплексных испытаний был вынесен вердикт – двигатель УЗАМ-412 не  годится для установки на ВАЗ-2121. Нива с москвичовским мотором была  построена в количестве двух экземпляров, сведений о том что хотя бы один  сохранился до наших дней нет.  

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. 

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.         

Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic