Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х

Под автотуризмом у нас  сейчас принято понимать поездку на своей машине к ближайшему лесу, озеру  или морю. Или же на машине, взятой по каршерингу, проехаться  по  европейской стране.  Отдельные смельчаки едут в Европу на своей. Сел,  завёл и поехал, попутно бронируя в «букинге» отель по маршруту  следования если знаешь, что запланированное расстояние за день не  проехать. Бывалые, так сказать, автовладельцы проверят давление в  докатке, наличие домкрата и компрессора для подкачки шин, и возьмут с  собой омывайку, и доливку антифриза.  

Но бывали времена, когда  автотуризм у нас можно было считать экстремальным видом  времяпровождения, сродни нынешнему автопробегу «BanjulChallenge»,  например, где участникам нужно пересечь несколько стран, в том числе  африканского континента, проехать около 9 тыс. километров на машинах,  мягко говоря, очень подержаных. В прошлом году трое ребят из Украины  ехали «BanjulChallenge»на старом «Иж-Комби», который они купили за $300.   

Дело в том, что в 50-х, 60-х годах даже АЗС были большой редкостью,  а 2-3 заправки можно было найти в крупных городах. В те времена,  навигаторов понятное дело не существовало, на картах, опубликованных в  различных «Справочниках автотуриста» были проложены маршруты к  популярным курортам, на которых были помечены локации с заправками.   Автосервисов же тогда не было вообще в их нынешнем понимании, тогда  каждый автовладелец сам себе был и СТО и шиномонтажка.  

Поездку на курорт  обдумывали и готовили заранее, за несколько месяцев, так как подготовить  надо было многое, в том числе и сам автомобиль, что бы не подвёл в  дороге. 

Вот список запчастей и  инструментов, которые рекомендовалось взять с собой в дорогу  автотуристу. Такой список приводился в «Справочнике автотуриста»,  конкретно этот актуален для середины 60-х, в дожигулёвскую, так сказать,  эпоху.  

Эксплуатационные жидкости и материалы 

Масло для смазки двигателя (на 5000 км пути) для одной заправки.  

Смазка УС или УСс (солидол) - 1 кг, 1-13 (жировая) - 300 г 

Масло трансмиссионное  - 0,5 л 

Тормозная жидкость - 0,5 л 

Дистиллированная вода- 0,5 л 

Восковая паста - 1 банка 

Изоляционная лента -1 шт 

Клей 88, БФ-2 и БФ-6 - 3 тюбика 

Шпагат - 1 моток 

Проволока железная мягкая - 1 м 

Электропровод (осветительный, высоковольтный) -1 м 

Аптечка для ремонта шин -  1 шт. Сейчас мало кто знает что это вообще такое, но у меня была одно  время, я её нашел в дедушкином гараже полностью комплектной, и этот  артефакт показывал всем друзьям. Там были различные заплатки для ремонта  камер, клей, золотники, сырая резина… 

Золотники в сборе - 2 шт 

Мыло для стирки (хозяйственное) -1 кусок 

Сургуч - 0,5 брусочка.  (это такая коричневая штука, которой в старину конверты запечатывали.  Зачем она нужна была автомобилисту даже в середине 20 века – мне лично  непонятно.  

Маслостойкая резина -  1 шт, 

Обтирочный материал (тряпки, ветошь)  

Перечень запчастей, котоыре рекомендовалось взять с собой был таким:  

Автомобильные камеры -  2 шт. 

Ремень привода вентилятора - 1 шт 

Фильтрующая вставка фильтра тонкой очистки масла -1 шт 

Стакан отстойника топливного насоса - 1 шт (грубо говоря, это был топливный фильтр в те времена) 

Прокладка стакана отстойника топливного насоса - 2 шт. 

Диафрагма топливного насоса в сборе -1 шт 

(или бензонасос в сборе, если имелся запасной) 

Конденсатор - 1 шт (в старых контактных распределителях зажигания был конденсатор) 

При наличии запасной катушки зажигания е так же рекомендовалось взять в дорогу.  

Электролампы - 1 комплект на автомобиль. 

Ротор распределителя зажигания-1 шт. 

Комплект контактов распределителя зажигания - 1 шт 

Контактный уголек крышки распределителя - 1 шт. 

Щетки генератора - 2 шт 

Свечи зажигания -1 комплект 

Предохранители - 4 шт 

Стекла передней фары и подфарника - по 2 шт 

Передний тормозной шланг - 1 шт 

Подшипники передних колес -1 комплект 

Грязезащитные резиновые чехлы - 1 шт (не знаю даже что это и для чего) 

Инструменты и принадлежности 

Канистра для бензина - 1 шт. (но многие брали парочку) 

Воронка с сеткой для наливания бензина - 1 шт (это заправочная лейка) 

Ведро полиэтиленовое или складное брезентовое - 1 шт (зачем?) 

Губка для мойки машины - 1 шт 

Мягкая волосяная щетка для мытья автомобиля - 1шт 

Струбцина для вулканизации камер -1 шт 

Шланг с приспособление  для переливания бензина - 1 шт (шланг с ручным насосом-грушей для  перекачки бензина, была такая в советское время, да и сейчас у  дальнобоев часто встречается) 

Полиэтиленовая канистра на 10 л или термос для воды -1 шт 

Карманный электрический фонарь- 1 шт 

Буксирный трос  - 1 шт 

Водонепроницаемая подстилка - 1 шт 

Малый разводный ключ - 1 шт 

Ножовка по металлу -1 шт 

Напильники: трехгранный, плоский,полукруглый  - по 1 штуке 

Чехол для автомобиля или комбинированная тент-палатка - 1 шт 

Лопата туристическая  (саперная), топорик и пила-ножовка по дереву – 1 шт. (рекомендовалось брать и топорик и ножовку)  

Ну, как вам списочек?  Представьте, что загружаете сейчас всё это в машину, собираясь из Москвы  в … в Крым, например. Или в Прибалтику. И представьте, что ехать вы  туда будете несколько дней, ведь рекомендованной суточной нормой пробега  по хорошей асфальтированной дороге было 500 км в день. Правда, и  скорость автомобилей тогда была невысокой, а груженный всем чем только  можно придумать автомобиль автотуриста хорошо если 60 км/час по трассе  мог идти.  Кстати, приведенный список не включает в себя штатный набор  инструментов прилагавшийся к автомобилю с завода, в него входило как  правило всё, что могло понадобиться для ремонта машины даже в условиях гаража, а не в полевых.  

Ну а дальнейшая  комплектация снаряжением зависела от того, какая была конечная цель на  курорте, к которому держали путь. Если это был благоустроенный  пансионат, то было проще, основной задачей было до него добраться. Ну а  если отдыхать ехали «дикарём», а автотуризм не только в СССР но и в  мире,  предполагал как правило такой вид отдыха,  до пансионата проще  было доехать поездом или долететь самолётом, то список снаряжения  пополнялся множеством всякого инвентаря. 

В первую очередь брали  палатку, двух или четырёхместную, в зависимости от количества людей, или  от того какая была в наличии. Тогдашняя палатка представляла собой  тяжелую конструкцию из брезента, в свёрнутом виде занимавшая большой  мешок, это не современные невесомые палатки, помещающиеся в подсумок под  рюкзаком.  

Рекомендовано было брать  с собой спальные мешки, набор постельного белья, шезлонги –  «раскладушки», примус или небольшую печку для приготовления еды,  раскладной столик и стулья к нему, ёмкости для питьевой воды. Так же  автотуристам надо было предусмотреть антимоскитные сетки на боковые окна  своих машин. Поговаривают, что их даже выпускали для «Москвичей»,  «Побед» и «Волг» и продавали в магазинах типа «спорттоваров».  А что-то  можно было сделать и самому, вырезать из листа фанеры столик на руль.  

Кажется, что всё  вышеперечисленное, учитывая немалые габариты и вес продававшихся в то  время туристических принадлежностей, можно разместить разве что в  микроавтобусе. Но нашим дедушкам и бабушкам, желавшим отдохнуть на море  «дикарями» удавалось всё это как-то размещать в «Москвичах» первого (400/420) и  второго (402-407-403) семейства, «Победах»,  «Волгах» 21-х. и даже "горбатых" Запорожцах.  В справочниках автотуриста приводились и советы, какой и где размещать  багаж в машине для правильной развесовки. Был там и довольно подробный   справочник медицинских советов.  

У отдельных счастливчиков помимо машины был еще и прицеп.  

А ведь были еще  туристы-мотоциклисты, и даже туристы на мотороллерах, правда, там список  поклажи у них был куда скромнее, но и комфорта в путешествии – меньше,  чем на автомобиле.  

Массово популярным (в  советском понимании) автотуризм стал возможен с началом производства  «Москвичей» второго поколения и «Волг» первого поколения. Недаром именно  эти машины фигурируют на большинстве тематических фото и иллюстраций,  связанных с автотуризмом тех лет. Эти машины отличались повышенной  надёжностью, в сравнении с предшественниками, и требовали меньшего  объема обслуживания. Доехать  в тот же Крым и вернуться домой, не меняя  масло, это тоже был прогресс.  Немаловажным был и выросший уровень  комфорта в салонах машин. К примеру, переднее сиденье «Москвича»  в  разложенном виде образовывало в салоне большое спальное пространство,  соединяясь с задним. С полноценной кроватью в отеле это несравнимо, но  уже хоть что-то. 

О существовании жилых  прицепов-трейлеров большая часть советских автотуристов, даже не  подозревала. В СССР они не производились, хотя в 1958 году попытка  создать что-то подобное была предпринята на РАФе и называлсь «Кемпер».  Выглядел он вот так, но в производство не пошел. 

Заядлые любители  автотуризма пытались строить что-то своими силами. Вот одна из таких  попыток, автоприцеп- трейлер «Теремок», иллюстрация из журнала  «Моделист-конструктор» 1972 года. Конечно это уже не палатка, но и до  функционала американских прицепов-трейлеров далековато.  

Автотуризм выходного дня  был более распространенным явлением, чем на курорты, в ближайший лес  или на озеро ездили чаще, это было проще, не нужно было готовить машину к  длительному переезду, запасаться запчастями и т.д. А вот в дальний путь  рекомендовалось отправляться не в одиночку, а группой из 2-3, а то и  четырёх семей (машин). Взаимовыручку в случае сложной ситуации никто не  отменял, к тому же если ехали на однотипных машинах, то не нужно было  везти весь рекомендованный перечень запчастей в одиночку, можно было его  распределить, а заодно и взять что-то дополнительно, тот же генератор  или старый но рабочий карбюратор, на всякий случай.  Ехать  рекомендовалось в утренние часы, что бы избежать перегрева двигателя в  летнюю жару, особенно это касалось Крыма и Кавказа… 

С появлением более надёжных и более скоростных машин, «Москвича» 408 и особенно – 412 семейства, "Запорожца" 966 серии и вазовской «Копейки»,   на которых можно было преодолевать значительные расстояния,  популярность внутреннего автотуризма в СССР неуклонно росла, но  инфраструктура для него, к сожалению, в необходимых объемах так и не  появилась.   

Тем не менее, поездка в  отпуск на своем автомобиле оставляли отдельные от основного отдыха  впечатления, и каждое лето всё больше и больше автотуристов устремлялись  к тёплым морским побережьям.  

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. 

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.         

Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic