mexanizm

Category:

По цене металлолома. В Оренбурге нашелся редкий донбасский автобус ЕАРЗ 654

Увидев объявление из Оренбурга о продаже этого автобуса, я сильно удивился. Неужели, думаю, «барбухайки» из города, с которого сам я родом, еще где-то бегают? Но факт, как говорится, налицо – машина по словам продавца еще на ходу и даже может сама приехать к покупателю, потому что документы на неё тоже имеются.

фото авито

Автобус называется ЕАРЗ-654, и даже на Донбассе, у себя на родине такие «барбухайки» давно исчезли не то что с дорог, но и с задворков автобаз. Отправились на чермет еще в девяностых.

Типичный вид последних дней жизни многих ЕАРЗов. 

История его появления типична для многих советских автобусов капотной компоновки, собранных на шасси ГАЗ-51 и последующих моделей горьковского грузовика. В 1956 году в Енакиево (Донецкая область) был основан авторемзавод, поначалу занимавшийся ремонтов самосвалов и грузовиков.

В начале шестидесятых завод расширил свою деятельность капитальным ремонтом автобусов ПАЗ 651 и КАВЗ 651 (по сути – одна и так же машина) и чуть позже, «Колобков» ПАЗ 652.

ЕАРЗ 654 на старинных крымских номерах. Служебная машина одного из коммунальных предприятий, фото примерно 15-летней давности.

С автобусами в шахтёрском крае была большая напряженка, завод ремонтировал технику быстро и даже качественно, поэтому в начале шестидесятых его перепрофилировали исключительно под ремонт автобусов, а заодно и попробовали наладить производство собственных машин. Получилось.

Поначалу кузова енакиевских автобусов строились на деревянном каркасе, но с расширением производства и ростом объемов (ежегодно до 2500 машин) завод перешел на цельнометаллическую конструкцию, ничем не отличавшуюся от КАВЗ 651. За исключением специализированной версии для ритуальных служб.

Существенные отличия там были внутри кузова. Сразу за водителем была перегородка, за которой находился салон для пассажиров, а еще дальше за ним… ну вы поняли. Там еще были направляющие для тележки, вот похоже основа от них сохранилась.

Я уверен, что конкретно этот автобус изначально был катафалком. Годовой их тираж был невелик, до 250 штук в год. Распределяли машины по всей стране, в отличие от обычной пассажирской версии, трудившейся в основном на Донбассе и в близлежащих областях.

10-15 лет назад отдельные экземпляры ЕАРЗ 654 еще встречались на дорогах. Старые луганские номера, Украина.

В 1975 году Горьковский автозавод начинает поставки новых шасси ГАЗ 52, а затем и ГАЗ 53 с более длинной базой. Кузову тоже требовалась замена, но осуществить её заводу не удалось. Автобусов не хватало, нужны были еще вчера, как говорится, а то что внешность устарела – да кто там на неё внимания обращал в рабочих посёлках.

Поэтому обошлись лишь переносом арок задних колёс и в таком виде «франкенштейнер» выпускали до середины восьмидесятых. Кстати, рифлёные борта – отличительная черта самых ранних выпусков, до 1977 года, хотя в описании указан 1979-й.

Жаль сдавать в металлолом, написал хозяин в своём объявлении, похоже, даже не подозревая какой редкий ныне раритет был в его руках. Продавал он машину за 55 тыс. рублей, примерно по цене металлолома. Спустя несколько дней после публикации, пока я готовил пост, объявление стало неактуально. 

Надеюсь, редкая машина, родом из близкого моему сердцу города попала в хорошие руки.

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened