mexanizm

Categories:

УралЗИС-355М «Уралец»

Этот грузовик, с виду   похожий на привычный ГАЗ-51, является довольно малоизвестной машиной,  хоть и выпущено их было не так уж мало. Впрочем, а так ли уж привычен  сейчас 51-й Газон, ведь и во времена детства он не хоть и встречался на  дорогах, но не так уж часто, а ведь мне самому уже «уверенно за  тридцать», так сказать. Но, тем не менее, УралЗИС-355М  мне вживую  видеть ни разу не довелось, не было их в наших южных широтах. А вот в на  Дальнем Востоке, в Сибири и в Средней Азии этот грузовик был весьма  распространённой машиной. Автомобиль целины.  

Говорят, что эту машину  сначала было слышно издалека, и чем ближе она становилась, тем лучше  было её слышно, и затем уже – видно. Виной тому была архаичная  прямозубая главная передача, доставшаяся грузовику от своего  предшественника – ЗИС-5. От него же грузовик унаследовал и большинство  других агрегатов, став по сути, модернизированной версией легендарной  трёхтонки, в какой-то мере даже последней его модификацией. За  характерный вой заднего моста «Уралец» получил прозвище – поющий  грузовик.  

Дело в том, что во время  войны производственные мощности завода ЗИС были эвакуированы на Урал, а  после восстановления производствам грузовиков в Москве на Урале  производство не прекратилось, и более того, пошло развиваться своим  путём, и несмотря на сходство и унификацию по основным агрегатам,  внешний облик машин становился оригинальными неповторимым.  

Внешне «Уралец» похож на  ГАЗ-51, но при внимательном рассмотрении виден ряд отличий. Крылья  свои, не имеющие с газоновскими ничего общего, кабина хоть визуально и  похожа, но если внимательно присмотреться к дверям, тоже видно отличие.  

Прототип УралЗИС-353, 1953 год. 

Стилистическое сходство  кабины УралЗИС-355М с кабиной ГАЗ-51 объясняется тем, что и та и другая –  творение рук талантливого советского автоконструктора Андрея Липгарта,  работавшего на Горьковском автозаводе. По какому-то досадному и  типичному для своего времени политическому недоразумению, Липгарт был  уволен с ГАЗа и переведен на Уральский автозавод, причем без сохранения  должности, в штат вошел простым рядовым конструктором.  Талантливый  конструктор  предложил ряд усовершенствований выпускавшегося грузовика,  главным новшеством стала кабина.  

Поскольку УралЗИС-355М  имел «зисовский»  6-цилиндровый мотор объемом 5.5 литра, значительно  превышавший в размерах газовскую «шестерку», втиснуть его под капот  сходных с ГАЗ-51 габаритов не представлялось возможным, капот получился  бы слишком длинным, непропорциональным. Решением стало частичное  перемещение двигателя в кабину. В переднем, моторном щите кабины была  выемка, куда уходило почти 2 из 6 цилиндров блока, тем самым внешность  кабины и капота была пропорциональной и вполне современной.  

В отличии от  предшественника, кабина УралЗИС-355М была оборудована необходимым в  суровом северном климате прибором- отопителем. Сама же кабина была не  цельнометаллической, у дверей был деревянный каркас, напоминавший  конструкцию кабин самых ранних ГАЗ-51. Несмотря на обновлённый облик,  технически машина, уходившая корнями к американскому грузовику Autocar  начала 30-х годов, для конца 50-х была слишком уж устаревшей. Тем не  менее, грузовик был прост в ремонте, неприхотлив в эксплуатации и очень  вынослив, сильных нареканий от водителей машина  не получала. Несмотря  на паспортную грузоподъемность в 3.5 тонны, бывало, что машина  перевозила и 6 тонн, почти двойной перегруз. Бывало, что перегруза не  выдерживали задние полуоси, часто водители возили с собой запасные,  заменить её можно было в дороге.  

Бездорожье хоть и не  было для УралЗИС-355М родной стихией, всё же ведущий мост был только  задний, но тем не менее, по бездорожью грузовик шел уверенно даже с  прицепом. Благодаря высокой проходимости, машина использовалась в том  числе и в качестве лесовоза. Вообще на базе этой машины были  автокраны,  и автоцистерны для перевозки различных пищевых жидкостей, так и  нефтепродуктов, разная спецтехника, седельные тягачи, самосвалы, ну  помимо базовой модификации с грузовой платформой. 

Кинематограф увековечил  эту машину в кинофильме «Джентльмены удачи», именно УралЗИС-355М там  используется в качестве машины для перевозки цементного раствора, в  которой ехали герои кинофильма.  

Фильм снимался в 1972  году, грузовик был не «киношный», обычная машина с автобазы, видно что к  тому времени уже изрядно подуставшая.  

Производился грузовик с  1958 по 1965-й год, последний УралЗИС-355М покинул заводской цех 16  октября 1965 года. Всего было выпущено 192 тысячи «Уральцев» различных  модификаций.   

В силу своей  оригинальной кабины, не взаимозаменяемой ни с одним из других  грузовиков, (что позволяло продлять жизнь машин при капремонтах)  до  наших дней уцелело мало этих машин, и сейчас они большая редкость даже в  тех краях, куда основная масса их и поставлялась.  

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. 

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.         

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened