КИМ 10. Попытка создать первый народный автомобиль СССР

Именно такой могла стать первая советская массовая малолитражка, если бы не война… 

Старт разработке первой  советской массовой малолитражке был дан приказом «О производстве  малолитражных автомобилей» советского правительства в 1939 году.  Разработка машины началась на московском заводе КИМ (завод — имени  Коммунистического интернационала молодежи, впоследствии станет МЗМА а  потом и АЗЛК) и опытные образцы были готовы в рекордно короткие сроки –  уже 25 апреля 1940 года они были представлены Госкомиссии.  

За основу первого советского народного автомобиля был взят европейский Ford Prefect.  

Вообще Форд и советский  автопром были очень тесно связаны, потому этот выбор неудивителен, но  внешний вид машины был несколько видоизменен. Внешние фары к концу 30-зх  были уже устаревшим вариантом, фары были интегрированы в решетку  радиатора по последнему слову европейской автомобильной моды тех лет,  облицовка радиатора в целом изменилась. Капот был аллигаторного типа.  

Под капотом находился  рядный бензиновый четырёхцилиндровый мотор объемом 1.2 литра, мощностью  всего в 30 л.с. Впрочем, для этой машины такая мощность была  достаточной, максимальная скорость почти достигала 100 км/час, а средний  расход топлива был 8 литров на 100 км, что было очень экономично по тем  временам. Мотор был с водяным охлаждением термосифонного типа,  циркуляция жидкости осуществлялась за счёт разницы температур верхней  части блока и охлаждённой воды, поступавшей из радиатора в нижнюю часть  мотора, водяной насос отсутствовал, тогда такое решение было весьма  распространенным на европейских малолитражках. Вообще, это была точная  копия двигателя о того же Ford Prefect. 

Мелкосерийная сборка  базового двухдверного седана КИМ10-50 началась в 1940 году, первая  партия из 500 кузовов была заказана у американской кузовной фирмы Budd,  где были заказаны и штампы для производства кузовных панелей уже на  московском заводе. Штампы обошлись СССР в несколько миллионов долларов, в  переводе на нынешний курс, большие деньги.  

К 1941 году было  выпущено более 400 машин КИМ10-50 и несколько экспериментальных машин с  открытым кузовом КИМ10-51. В мае 1941 года машина, уже запущенная в  производство, была представлена Сталину.  

Есть мнение, что Сталин  остался недоволен тем, что машину без его ведома запустили в  производство, хотя концепцию машины, тип кузова с ним ранее были  согласованы. Возможно, из-за недовольства «вождя народов», у него  появились дополнительные требования к кузову – наличие еще двух дверей,  которые конструкторам и пришлось в экстренном порядке внедрять, изменив  кузов. Ford Prefect, к слову, был как с двухдверным так и с  четырёхдверным кузовом.  

Говорят, четырёхдверный  кузов у московской малолитражки появился спустя всего неделю после  «рекомендации» Сталина, и получил собственный индекс КИМ 10-52. Приёмка  государственной комиссией новой советской малолитражки должна была  произойти 24 июня 1941 года, но жизнь внесла свои коррективы и за два  дня до запланированной госприёмки началась война, и стало совсем не до  приёмки малолитражки…  

Вообще, машина для  своего времени была хоть и не самой прогрессивной, но вполне  современной. Приборная панель в отличи от общепринятых европейских норм  сместилась с центральной части торпедо левее, была размещена прямо перед  водителем. Помимо спидометра и указателя уровня бензина был амперметр и  указатель температуры, очень важный прибор для машин, двигатель которых  был без насоса в системе охлаждения.  

Из опций в салоне была  шторка на заднем стекле, пепельницы, опускающиеся боковые стёкла.  Отопителя салона почему-то не было, но был предусмотрен электрообогрев  ветрового стекла, предохраняющий его от запотевания зимой. В корме  кузова был багажник, хоть и небольшой, но доступ в него был через  крышку, открывающуюся снаружи, а не через откидывающуюся спинку заднего  сидения как у большинства легковых машин тех лет. Передние сидения были  раздельными и могли сдвигаться вдоль автомобиля. Вес машины был всего  800 килограмм, а позволить её, по задумке правительства, мог успешный  рабочий – ударник труда, служащий среднего ранга мог скопить за  полтора-два года необходимую сумму, предполагалось так же массово  разыгрывать эту машину в лотерею, стоимость машины была порядка 7 тыс.  рублей (до реформы 1947 года).  

После войны к проекту  КИМ 10 уже не возвращались, взявши за основу первой массовой советской  малолитражки Москвич 400 немецкий Opel Kadett 38, линия производства  которого досталась СССР по репарациям.  

До наших дней сохранился  один экземпляр КИМ10-50, который находится в Политехническом музее,  одна в сильно уколхоженном виде на ходовке от Москвича 408 и с деталями  от «Волги»  и одна в сильно ушатанном виде мелькала одно время в продаже  в Москве.  

Возможно сохранилась еще  одна машина, так как есть фото в интернете еще одного КИМа, явно не  того, что в музее стоит, но детально про этот экземпляр ничего не  известно. Ни одного экземпляра КИМ 10-51 с открытым кузовом не  сохранилось. 

С четырёхдверным КИМ  10-52 история в 1941 году не закончилась. Весной 1945 года из имевшихся  на складах завода запчастей было собрано около десятка машин, и у КИМа  был шанс всё же пойти в производство, но партийное руководство СССР  отдало предпочтение немецкому Опелю. Один из сохранившихся КИМ 10-52  стоит в музее, возможно на просторах нашей страны имеется еще один. 

Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic