Трактор СТЗ-15/30. Труженик эпохи индустриализации

По значимости этого  трактора для страны в своё время, его можно было сравнить разве что со  значимостью «полуторки» ГАЗ-АА, среди грузовиков, то есть переоценить  важность этой простенькой и примитивной машины невозможно.  

Колёсный трактор  СТЗ-15/30 был самым массовым сельскохозяйственным трактором в СССР  первой половины 20 века. Первый трактор покинул ворота заводского цеха  17 июня 1930 года, известно даже точное время - в 15 часов. К апрелю  1932 года недавно построенный Сталинградский тракторный завод вышел на  свою проектную мощность, ежесуточно с конвейера завода сходило 144  трактора СТЗ-15/30, еще именовавшегося как СТЗ-1. Помимо Сталинграда,  трактор выпускался еще и в Харькове, а впоследствии и на нескольких  авторемонтных заводах, выпускались они до 1950 года, суммарное  количество произведенных тракторов составило 390500 экземпляров.  

В основе трактора,  традиционного для советской автотракторной промышленности тех лет,  лежала американская конструкция, трактор Mc Cormic International 15/30,  производившейся компанией International Harvester с 1921 по 1934 год.  Советский трактор представлял собой практически точную копию  американского, сохранился даже американский индекс, через дробь.  

Mc Cormic International 15/30  

Чугунная литая рама  трактора одновременно была и картером трансмиссии, весь трактор целиком  был металлическим, даже сидение было металлическим, а на колёсах вместо  привычных ныне резиновых шин были железные грунтозацепы. Предполагалось,  что трактор по автомобильным дорогам передвигаться не будет, его удел –  пашня. 

Двигатель трактора  развивал смехотворную по нынешним временам мощность в 31.5 лошадиную  силу, был четырёхцилиндровым карбюраторным, но топливом для него служил  не бензин, а керосин. Зажигание было от магнето, как и у многих  автомобилей того времени, но в отличии от своих современников, мотор  этого трактора обладал полноценным масляным насосом, масляным и  воздушным фильтрами, что значительно продляло срок его службы.  

Работал трактор с двух и  трёхкорпусными плугами, а так же другим сельхозоборудованием, в том  числе механизированным, для привода которого имелся вал отбора мощности,  мог работать и как стационарная силовая установка для привода  различного стационарного сельхозоборудования.  

Это была очень простая  по своему техническому устройству машина, активно входившая с жизнь  советского села в 30-х годах, причем управляли ней не только мужчины, но  и женщины, а во время войны – в основном только женщины.  

Именно на таком тракторе  работала легендарная советская активистка Стахановского движения  Прасковья (Паша) Ангелина, в 1933 году на Старобешевской  машинно-тракторной станции (Донецкая область) она организовала женскую  тракторную бригаду, одна из первых женщин-трактористов. «Сто тысяч  подруг — на трактор!» - этот её лозунг, провозглашенный в 1938 году  долгое время приводился в пример советской агитацией.  

Трудно переоценить вклад  этого трактора в сельское хозяйство страны, это машина эпохи, эпохи  индустриализации, самоотверженного труда и веры человека в светлое  будущее.  

Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic