М-73 «Украинец». Оригинальный внедорожник родом из 50-х

В 50-х в СССР был  разработан довольно необычный автомобиль повышенной проходимости. По  своим характеристикам это был полноценный джип, если судить по  современным меркам, но его кузов при этом был несущим. В отличии от  большинства советских машин повышенной проходимости, сделанных на базе «Победы» ГАЗ М-20 или Москвича второго поколения, кузов «Украинца» был полностью оригинален.  

Изначально машина  задумывалась как транспортное средство для сельских тружеников,  механизаторов, агрономов, в общем всех, кому по работе часто приходилось  ездить по полям и просёлочным грунтовым дорогам, а «козлик» ГАЗ-69 был  не везде, и не у всех, в первую очередь джип поставлялся в войска и  различные силовые ведомства, в то время как освоение целины требовало  полноценного полного привода.  

Разработка этой машины  велась на Горьковском автозаводе группой конструкторов под руководством  Г.М.Вассермана. Кузов, как я уже говорил, представлял собой оригинальную  разработку, а вот технически машина была «сборной солянкой» узлов и  агрегатов серийных советских машин. 

Так, двигатель у М-73 был от малолитражки Москвич-402. Коробка передач от него же, с «Москвичом» были унифицированы и детали тормозной системы, а вот ходовая часть была от ГАЗ-69.   Раздаточная коробка и оба ведущих моста были конструктивно схожи с  ГАЗ-69, но были как бы немного уменьшены в размерах, в отличии от  аналогичных агрегатов «Козлика». Дизайн кузова был простым, незатейливым  и функциональным.  

Два опытных ходовых  экземпляра были готовы к декабрю 1954 года, основная часть испытаний  проводилась с февраля по март 1955 года. За время испытаний обе машины  прошли по дорогам различного типа, вернее –бездорожью различной  сложности, около 4 тыс. км. По результатам испытаний машина порадовала  конструкторов прекрасными внедорожными возможностями, особенно на рыхлых  грунтах, болотистых местностях и снегу.  

Малый вес машины и  широкие внедорожные шины с развитыми грунтозацепами давали низкую  нагрузку на грунт, тяговитый на низах мотор от Москвича хоть и был  маломощным (35 л.с.), но для легкового М-73 вполне подходил как на  бездорожье, так и на шоссе, обеспечивая машине довольно высокую как для  внедорожника тех времен скорость 85 км/час.  

Были и недостатки.  Герметичность кабины оказалась недостаточной, при проезде заболоченных  участков и водных преград кабина наполнялась водой. Тормозная система  так же требовала доработки, так как тормозные механизмы оказались не  готовы к полноценному бездорожью. Салон оказался слишком тесным, а  "москвичовское" 6-вольтовое электрооборудование (на ранних сериях  Москвичей в бортовой сети было 6 вольт) сильно уступало 12-вольтовому.   Но это всё были мелочи, «детские болезни» присущие любому прототипу.  Главной проблемой оказалось отсутствие достаточных для производства  машины производственных мощностей на ГАЗе.  

В июне 1955 года  решением отраслевого министерства дальнейшее проектирование, доводка и  запуск в производство М-73 было передано в Москву, на МЗМА.  Но и там  перспективная машина не пошла в производство по той же причине –  отсутствие резервных мощностей для изготовления полностью нового кузова,  завод запускал в производство Москвич-402 и вторую машину параллельно поставить на конвейер попросту не мог. Но и отказываться полностью от «Украинца» не стали… 

Внедорожные решения М-73  легли в основу полноприводных серий Москвича, одного из первых в мире  полноприводных легковых автомобилей повышенной проходимости с несущим  кузовом – Москвич 410 (седан) и 411 (вагон).  

Не совсем понятны только мотивы происхождения названия машины, почему именно «Украинец»…  

Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic