Польский Żuk на советских дорогах

Было время, когда  десятки тысяч польских фургонов и микроавтобусов марки  Żuk  колесили по  дорогам СССР, их закупали, так как аналогичных по параметрам машин  советский автопром практически не выпускал.  

История «Жука»  начинается в далёком 1956 году на Люблинском автозаводе FSC, где до  этого по советской лицензии выпускалась польская копия ГАЗ-51.  Уже в 1958 году был готов выставочный образец, представленный на  выставке в Познани, а в следующем году стартовало серийное производство.   

Поначалу производилась  модель А03, это небольшой грузовик, с цельнометаллическим кузовом,  кабина которого переходила нижней частью в грузовую платформу без  стилистического разрыва. Грузовая платформа была закрыта брезентовым  тентом.  

Впоследствии появилась  модификация с отдельной грузовой платформой А09, цельнометаллические  фургоны А05 и А06, микроавтобус А18, грузопассажирский фургон А07.  

Техническая часть «Жукам» досталась от польской копии «Победы»,  автомобиля «Варшава». Двигатель и трансмиссия были от «Варшавы», часть  деталей передней подвески – от неё же. Грузоподъемность этих грузовичков  и фургонов составляла 900 кг. 

В 1973 году проходит  рестайлинг, и передняя часть автомобилей приобретает вид, знакомый всем,  кто хоть раз видел «Жук». Так де меняется индексация, А03 становится  А11. В 1975 году проходит серьёзная модернизация – двигатель. Вместо  двигателя М20 «Жуки» обзаводятся мотором S-21, это польский  карбюраторный 70-сильный двигатель. Считалось, что мотор схож с  советским двигателем ГАЗ-21, но точной его копией его не являлся, там  была масса отличий.  

Поставки «Жука» в СССР  начинаются в 1968 году и прекращаются уже с распадом Союза, поначалу это  были небольшие партии машин, позднее закупались уже десятки тысяч.  Большая часть поставленных в СССР машин была цельнометаллическими  фургонами, микроавтобусами и грузовичками А11. 

Любопытно появление  названия автомобиля. Первые партии машин имели полосатую раскраску,  светлый и темный цвета на кузове чередовались через ребра жесткости.  Один из конструкторов, Юлиан Камински прозвал машину «колорадским  жуком», на польском это Żuk stonka. Шуточное название в итоге прижилось,  только в сокращенном варианте, просто – Żuk. 

В СССР машина  пользовалась популярностью у автохозяйств, в продажу частным лицам она,  насколько мне известно, не поступала, массово появилась уже на вторичном  рынке к концу 80-х. 

Чем же обусловлена такая  популярность польского фургона в СССР? Дело в том, что выбор аналогов,  предлагавшихся советским автопромом был невелик. Это РАФ-977, он же  ЕрАЗ-762, но этих машин не хватало для всей большой страны, а  полноприводный УАЗ «Буханка» был востребован в селе, а инициативные попытки создать схожий по параметрам фургон и микроавтобус  дальше инициативы не пошли,  вот нишу малотоннажных  развозных  грузовичков и фургонов, а так же служебных микроавтобусов удачно «Жуки» и  заполнили.  

Даже в 80-х, когда на  РАФе уже выпускалась знаменитая модель 2203 и множество её модификаций,  по всем параметрам превосходивших морально устаревшего «Жука», закупки  польских фургонов не прекращались.  

Любопытный факт – после  прекращения выпуска «Жуков» в 1993 году, когда польский завод перешел на  выпуск современного фургона «Люблин», наладить сборку этой, уже сильно  устаревшей но всё еще популярной машины пытались в России, в Орловской  области в муниципальном образовании сельское поселение  Станово-Колодезьское, но процесс не пошел, было собрано всего около  сотни машин. Всего же за годы выпуска в Польше было выпущено почти 600  тыс. различных модификаций этого автомобиля, в том числе  специализированных различных машин и фургонов с дизельным двигателем (в  СССР такие не поставлялись).  

В 90-х «Жук» чаще всего  можно было встретить на рынках, в местах торговли овощами и фруктами, на  вторичном рынке это были самые дешевые машины, по стоимости ненамного  превышавшие легендарный ИЖ «Каблук» и «Комби», а вот по грузоподъемности  значительно его превосходивший. Даже сейчас кое-где в глубинке  встречаются эти машины, да и запчасти на них еще можно найти, если  поискать.  

Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic