Сухопутный Barkas родом из ГДР

Этот любопытный  автомобиль встречался на наших дорогах, хоть в СССР он массово не  завозился. Такой, «рафик» из страны, которой ныне нет, в своё время  входившей в соцлагерь. В разные годы мне довелось видеть эту машину в  совершенно разных модификациях, это и грузовичок грузоподъемность в 1  тонну (примерно) и микроавтобус, правда, уже переделанный в овощевозку, и  закрытый цельнометаллический фурон, и даже, однажды, трёхосную  модификацию – эвакуатор.  

Часто они встречались в  начале 90-х, когда «Газель» еще не получила широкого распространения, а  разные «Форды» и всякие японские микроавтобусы были слишком дороги для  использования их в качестве подвоза овощей на рынок, как и польские  «Жук» и Nysa, машина была востребована в этой отрасли коммерции.  

Началось производство  «Баркаса» на «народном предприятии» VEB Barkas-Werke   в далёком 1961  году в городе Хемниц (тогда он назвался Карл-Маркс-Штадт)  и продлилось  до 1991 года, без значительных модернизаций. Как говорят, совершенство в  изменениях не нуждается, хотя назвать «Баркас» совершенством, ну как  минимум – трудно. Впрочем, машина была любопытная с технической точки  зрения, а в чём-то и удивительной.  

«Баркас» был  переднеприводный, что уже само по себе удивительно. Грузовик,  микроавтобус, передний привод в 60-х. Круто! Вот только мотор был  слабоват.  

Поначалу на «Баркас» ставили двигатель от Wartburg,  двухтактный воздушного охлаждения мощностью всего лишь в 37 л.с. Мотор  был двухтактный. Вскоре мощность двигателя  выросла до 42 л.с., а затем  до 45 л.с., появилась жидкостная система охлаждения, но тип двигателя  был всё такой же – двухтактный, заправлялась машина смесью бензина и  двухтактного моторного масла, такая смесь продавалась на обычных  заправках.  

В 1969 году была  предпринята попытка устанавливать на «Баркас» советский четырёхтактный  бензиновый мотор от «Москвича 412», но из-за дефицита этих моторов,  которых и для «Москвичей» едва хватало, сотрудничества не получилось.  Были и эксперименты с дизелем, впрочем,  без особого успеха.  

Так и продолжил «Баркас»  оставлять за собой сизый дым, и лишь в 1989 году, за пару лет до  остановки производства, стали устанавливать карбюраторный четырёхтактный  двигатель VW объемом 1.3 литра. 

Наверное в это трудно  поверить, но среди многочисленных модификаций этого автомобиля был даже…  седельный тягач. Я уж молчу про всякую спецтехнику вроде пожарных  машин, автолестниц и т.д.   

Вообще, саксонскому  инженерному гению удалось сделать машину, которая могла перевозить груз  весом чуть меньше, чем был собственный вес грузовика, при этом  технически машина была очень простая и неприхотливая.  

У фургонов и  микроавтобусов рама была интегрирована в кузов, как у современных  «паркетников», а у грузовичков была своя собственная, хребтовая рама.  Подвеса была независимой, торсионной, у пустых грузовиков задние колёса  слегка «косолапили». Расход топлива в среднем составлял 10 литров, а вот  максимальная скорость небольшой, более 90 км/час микроавтобус разгонять  крайне не рекомендовалось, двухтактный мотор не любит высоких оборотов.   

Тормозная система была прогрессивной, двухконтурной, в то время еще даже легковые автомобили часто выпускали с одноконтурной.  

Дизайн «Баркаса» можно  назвать самобытным, и каким-то неустаревающим, что ли. В 60-х и 70-х он  был вполне актуальным, в 80-х конечно стал уже старомодным, да и  двухтактный мотор был морально устаревшим. Установка лицензионного  двигателя VW в конце 80-х уже не могла повлиять на ситуацию и спасти  машину.  

Падение Берлинской стены  принесло на вторичный рынок бывшей ГДР огромное количество  микроавтобусов, хоть и не новых, наибольшим спросом пользовался VW T2,  но превосходивших «Баркас» по ряду параметров.  

Падение «железного  занавеса» в свою очередь принесло на дороги бывшего СССР некоторое  количество «Баркасов». Стоили они дёшево, ведь ставшие вмиг ненужными в  Германии, машины представяли собой определенную проблему в условиях  нехватки свободного пространства, как и «Трабант», немцы недорого  продавали «Баркас» всем, кто готов был его купить, содействовали и  муниципалитеты, при условии, что машина навсегда покинет страну.  

А вот у жителей бывшего  СССР, где микроавтобусы и грузовики частному лицу не продавались в  принципе, «Баркас» стал популярен на небольшой промежуток времени.  Машина была «привычной» нам, в плане простоты технического устройства,  смущал советских автовладельцев передний привод, который они  только-только увидели на новых «Тавриях», переднеприводных «ВАЗ-08, 09» и  «Москвич 2141», а тут, немецкий грузовик 60-х годов и уже с передним  приводом, но в то же время с архаичным двухтактным мотором. Разрыв  шаблона тот еще. Но это еще мелочи. 

«Баркасы» чуть было не  сменили страну производства с Германии на Россию. В начале 90-х  планировалось купить ставшую ненужной немцам производственную линию,  смонтировать её в Ленинградской области на Кировском заводе. Немцы  охотно соглашались продать оборудование, ставшее им ненужным хоть  кому-то, кто его купит. В России собирались выпускать «Баркас» с мотором  от вазовской классики.  

В 1993 году всё было  готово, немцы педантично разобрали производственную линию и упаковали  её, подготовив к отправке. От российской стороны требовалась лишь  оплата, но из-за финансовых трудностей она так и не поступила. Год  спустя немцы сдали производственную линию в металлолом. Так и  закончилась история «народного» восточногерманского микроавтобуса, и  грузовика, выпускавшегося 30 лет без смены модели. Впрочем, в Восточной  Германии помнят эту машину, и «Баркас» на ходу, в хорошем состоянии там  можно встретить.  

На вторичном рынке  «Баркасы» еще встречаются, особенно на Украине, ценовой диапазон от $400  до $2400, но сейчас вряд ли они интересуют кого-то, кроме реставраторов  и различных автомобильных энтузиастов – ценителей олдтаймеров.  

Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic