mexanizm

Categories:

Мотороллеры «Вятка». Забытая мотоистория СССР.

Сегодня их уже не  встретишь на дорогах, ушла эта техника в прошлое, сменили её японские и  китайские мотороллеры. А вот лет 30 назад «Вятку» частенько можно было  увидеть, как в крупных городах, так и в глубинке. В основном это была  модель ВП-150М, которую начали производить в серединке 60-х, но иногда  встречалась и копия итальянской Vespa, «Вятка» ВП-150, самый первый  советский мотороллер, который делали на Вятско-Полянском  заводе. Индекс  150 означает рабочий объем двигателя, в 150 «кубиков».  

Первая «Вятка», которую  скопировали с итальянского мотороллера была стильной и очень простой, не  требовавшей специальных навыков в обслуживании и регулировок. К тому  же, при езде была довольно тихой. Выпускали её с 1957 по 1966 год, тираж  составил без малого 300 тыс. экземпляров.  

Несмотря на кажущуюся  простоту мотороллера, заводу пришлось проделать огромную работу для  запуска его в производство. В процессе изготовления оснастки и инвентаря  технологических линий сделали около 1000 различных штампов  и более  2000 приспособлений. 100-тысячный мотороллер покинул заводские ворота в  1961 году, мотороллер пользовался популярностью и был недорогим, по  советским меркам, транспортным средством.  

Сейчас первая «Вятка»,  как и её предшественница, итальянская Vespa 150GS являются культовыми  предметами у ценителей мотостарины, их мало, и стоят они уже очень  недешево, как подержанная вазовская «Калина».  

На смену копии «Веспы»  пришла «Вятка» ВП-150М. Несмотря на незначительные отличия в названии,  где всего лишь добавилась литера «М», это уже был совершенно другой  мотороллер собственной разработки конструкторов ВПМЗ. Первая партия была  собрана в декабре 1965 года, основное производство началось в 1966  году. На выставке ВДНХ новый мотороллер был высоко оценен, дипломом  ВДНХ. 

Дизайн ВП-150М стал  угловатым, по моде тех лет, когда плавные изгибы и линии уходили в  прошлое, уступая место «квадратам» прежде всего в автомобилестроении, ну  и в мотомире тоже. Новый дизайн не всем пришелся по нраву, но время  диктовала свои условия.  

Большим минусом был  отказ от поворотной фары головного света, в ночное время поворотная фара  значительно упрощала езду, особенно на просёлочных дорогах.  

Единственный прибор –  спидометр и блок центрального переключателя с включателем зажигания  переместились с руля на верхнюю часть небольшого вещевого ящика-  «бардачка».  

Появились указатели  поворота, передние указатели размещались на торцах рукояток на руле,  из-за чего быстро разбивались в ходе эксплуатации, а сзади указатели  поворота были сблокированы в единый блок со стоп-мигналом и задним  фонарем. ВП-150М стал первым советским мотороллером, на котором вообще  появились указатели поворота.  

Без особых изменений  новой модели достался двигатель, от своей «пузатой» предшественницы. Это  был 2-тактный одноцилиндровый мотор воздушного охлаждения, объемом 150  см/3, работавший на смеси бензина и двухтактного масла, развивавший  мощность 6 л.с. Коробка передач была механической 3-х ступенчатой, а  бензобак можно было легко снять, на нем была ручка, благодаря которой  его можно было легко переносить, например, на заправке. Передача от  ведущего вала на колесо была цепной, конструкция была защищена от пыли  насколько это возможно.  

«Вятку» ВП-150М даже  сейчас можно без проблем найти на вторичном рынке, ценник на них  скромный, живой экземпляр на ходу можно купить за $100, так как особой  популярностью у ценителей мотостарины они не пользуются сейчас, хотя в  своё время «Вятка» могла похвастаться высокими достижениями, ведь на ней  заводская команда завоевала кубок Монако в двухколёсных разновидностях  европейских ралли, да и мототуристы изъездили на них многие тысячи  километров. 

В 1974 году на смену  ВП-150М пришла «Вятка» 3 «Электон». Внешне почти не отличалась от  ВП-150М, двигатель сделали чуть мощнее, но самое главное отличие  «Электрона» - электронное зажигание. Такое решение впервые в СССР было  применено именно на этом мотороллере, бесконтактное электронное  зажигание до этого в СССР на двухколёсной технике не применялось.  

Конструкторы  подразумевали, что электронное зажигание упростит эксплуатацию  мотороллера, ну и да, в то время стремительно росла мода на всё  электронное. Умельцы паяли на свои «Запорожцы» и «Москвичи» блоки  электронного зажигания, заводы экспериментировали уже в промышленных  масштабах. Но, бывало и хлопот «Вятка» электронная своим владельцам  доставляла немало, да и трёхскоростной коробки передач ей уже не  хватало, нужна была еще одна передача. Стоила «Вятка-Электрон» 270  рублей.  

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened