mexanizm

Category:

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

Наверное нет на  постсоветском пространстве человека, который ни разу не видел эту машину  с бело-голубой кабиной и добродушным видом передней части капота.  Несмотря на то, что с начала их выпуска минуло более полувека, они и в  наши дни довольно часто встречаются на дорогах. Что значит, конструкция,  сделанная на века.  

«Стотридцатый» без  сомнений можно назвать самой успешной разработкой Завода имени Лихачева,  и эталоном советского среднетоннажника. Его разработкой занялись еще в  середине 50-х, в 1956 году были построены первые опытные образцы. Они  были довольно «сырыми», грузоподъемность была 4 тонны, под капотом был  всё тот же нижнеклапанный шестицилиндровый мотор ЗИЛ-120, а внешность  была в стадии изысканий окончательного своего облика.  

На различные испытания,  изыскания и доводку ушло целых 6 лет, и первые опытные партии увидели  свет лишь в 1962 году. Но и они оказались не без «детских болезней», на  устранение которых ушло еще два года, и лишь 1 сентября 1964 года  стартовало полномасштабное производство легендарного грузовика.  

Что-то американское было  в его облике, экстерьер был очень смелым даже по международным меркам.  Над внешностью машины работал Эрик Сабо, в то время молодой выпускник  легендарной «Строгановки», Московской художественно-промышленная  академии имени С. Г. Строганова.  Сабо не ошибся, ему удалось создать  дизайн кабины неподвластный времени. Панорамное ветровое стекло,  появившееся на грузовике, в то время было популярным решением на Западе,  а в советском автопроме им могли похвастаться лишь правительственные  лимузины «Чайка» и ЗИЛ-111. 

Новаторским решением  была и расцветка, в основном кабина грузовика окрашивалась в небесно –  голубой цвет, а рельефная передняя решетка, с высоко поднятыми, на  американский манер фарами – в белый. Были и другие варианты расцветок,  но от привычной в то время скучной тёмно-зеленой окраски на ЗИЛе  наконец-то ушли.  

«Стотридцатый» шофера  полюбили сразу же. Машина была динамичной, красивой и комфортной,  управление ею облегчал гидроусилитель руля, появилась пятиступенчатая  коробка передач с синхронизаторами на всех скоростях кроме первой,  прямозубой «тракторной» передаче, которая требовалась лишь при езде по  бездорожью или троганьи на подъеме, в обычных условиях тронуться можно  было и на второй.  

Грузоподъемность базовой  модификации с бортовой платформой составляла 5 тонн, перегруз в тонну  был некритичен, а грузовик был очень вынослив, паспортный пробег в 300  тыс. км. до капиталки в 60-х был очень значимым показателем.  Впоследствии грузоподъемность подняли до 6 тонн. 

О надежности машины  говорят и проведенные в начале 70-х ресурсные испытания на полигоне  НАМИ. За 12 суток машины преодолели 25 тыс. километров, ни единой  поломки ни на одном из грузовиков зафиксировано не было.  

Двигатель ЗИЛ-130   неприхотливый агрегат, способный работать на низкооктановом бензине. Его  объем – 6 литров, мощность 150 л.с. Главным минусом мотора была лишь  его прожорливость. В масляной системе в качестве очистителя была  применена центрифуга. В то время, когда качество фильтров оставляло  желать лучшего, центробежный очиститель был оправданным решением, и со  временем он устарел и стал уступать по качеству очистки масла фильтрам,  но соответствующих изменений в конструкцию мотора так и не внесли.  

Двигатель грузовика  отлично работает на газу, на часть машин газобаллонное (пропан)  оборудование устанавливали прямо на заводе, модификация называлась  ЗИЛ-138С. 

Дизельной модификации  для внутренного рынка за всё время так и не сделали, а вот на экспорт,  по желанию заказчиков, могли устанавливать английский дизель Perkins,  мощностью 140 л.с. 

За время производства  машина претерпела ряд изменений. Появился гипоидный редуктор заднего  моста, позже увеличили грузоподъемность и провели рестайлинг облицовки  радиатора, изменив расположение светотехники, значительной модернизации  подверглась тормозная система. В 1986 году меняется индекс, ЗИЛ-130  становится ЗИЛ-431410,но к тому времени машина, по прежнему  пользовавшаяся популярностью, была уже сильно устаревшей как морально  так и технически… 

30 декабря 1994 года  последний грузовик «стотридцатого» семейства, с номером 3388312 покинет  ворота завода, впрочем его история на этом не закончится, но это, как  говориться, уже совсем другая история.  

Производство ЗИЛ-130,  несмотря на его популярность, откровенно говоря затянулось. Но заводчан  нельзя упрекнуть в том, что они почивали на лаврах своего успеха, ничего  не делая, наоборот, уже в конце 60-х они представили совершенно новую  модель грузовика бескапотной компоновки, дизельного восьмитонника ЗИЛ-170,  который впоследствии станет «Камазом».  Так что конструкты ЗИЛа  подарили стране еще и «Камаз», по большому счёту, и время для разработки  новой машины на смену «стотридцатому» было безвозвратно упущено.  

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened