mexanizm

Category:

ГАЗ М-1 Эмка, Эмочка…

Первый легковой  автомобиль в СССР, с которого, можно так сказать, советский автопром  начал выпуск легковушек массово. Историческое значение этой машины  преувеличить сложно. О ней знал любой человек советской эпохи,  независимо от того, довелось ему хоть раз в ней проехаться или нет.  

Впервые о существовании  этого автомобиля я узнал в конце 80-х годов. Мне тогда было лет 6, но  даже в столь юном возрасте олдтаймеры не оставляли меня равнодушным.  Журнал «За Рулем» был из дедушкиной библиотеки, он же мне и рассказал  вкратце про этот автомобиль. Уже позже подборка его журналов  перекочевала ко мне, и я прочитал статью об «Эмке». Владельца, который  её восстановил и сохранил звали Олег Нестеров, если не изменяет мне  память. Интересно, где сейчас та машина? 

Тот самый журнал, в котором я впервые увидел «Эмку». 

Второй раз, уже вживую,  легендарную машину, вернее то немногое что от неё осталось, я увидел в  конце 90-х в Днепропетровске. О том, что автомобиль когда-то назывался  ГАЗ М1 напоминал лишь кузов, и то, отдалённо, настолько он был  уколхожен. Техническая начинка по всей видимости была или от «Победы»  или от «Волги» 21-й.  

Неоднократно слышал  мнение о том, что «Эмка» - копия американского Ford V8 Model 40, но это  не совсем так. Действительно, у ГАЗ М-1 большое сходство с американским  автомобилем, ничего удивительного в этом нет, Горьковский автозавод  помогали строить американцы, Ford помогал и с разработками машин.  

Ford V8 Model 40

Ford V8 Model 40 

Документация на Ford V8  Model 40 была передана на ГАЗ в середине 30-х, но наши реалии, такие как  почти полное отсутствие дорог и грамотных механиков, способных  обслуживать сложные американские агрегаты, потребовали значительных  конструктивных изменений. Внешне машина не сильно отличалась, разве что  форма передних крыльев изменилась на более простую в изготовлении,  запаски с крыльев исчезли, и сами колёсные диски на спицах сменились на  простенькие, штампованные да изменилась решетка радиатора. А вот  техническая начинка изменилась полностью.  

Фордовский 3,6-литровый  V8 сменился на простенькую рядную четверку  ГАЗ-М, объемом 3.3 л.  мощностью в 50 л/с , с изменениями доставшуюся от предшественника ГАЗ-А,  так же берущего истоки от автомобиля Ford модели.  

Двигатель Ford V8 - лучший в своё время был

Двигатель Ford V8 - лучший в своё время был 

На "Эмку" устанавливался двигатель ГАЗ-М, здесь на фото он уже с современным стартером от "Волги" и с воздушным фильтром

На "Эмку" устанавливался двигатель ГАЗ-М, здесь на фото он уже с современным стартером от "Волги" и с воздушным фильтром 

Подвеска, спереди   балка, сзади – неразрезной мост, вся подвеска на полуэллиптических  рессорах. В коробке передач были три скорости, сцепление – однодисковое,  а тормоза были барабанные механические, с приводом на все колёса и  о-о-очень медленно останавливали автомобиль. Слабые, неэффективные  тормоза  были одним из главных недостатков машины, впрочем в то время и  траффик не был плотным.  

Обратите внимание и на серую машину справа. Это КИМ10, предшественник "Москвича"

Обратите внимание и на серую машину справа. Это КИМ10, предшественник "Москвича" 

У кузова была интересная  особенность – крыша автомобиля была не цельнометаллической, большая  часть крыши была «мягкой», из брезента, утепленного войлоком. «Мягкий  верх» был несъемным, его единственным назначением была экономия тонкого  стального листа, дефицитного в предвоенном СССР материала. Никаких  усилителей управления автомобилем не было, в салоне отсутствовал даже  отопитель, труд водителя в те годы был тяжелым, а в сложных условиях –  героическим.  

Но у всех, кому довелось  поездить на этой машине дорогами великих строек, или же тяжелыми  фронтовыми направлениями, на которых большая часть этих машин и пропала,  о машине остались самые тёплые воспоминания.  

ГАЗ-M1 сошедшие с конвейера Горьковского автозавода

ГАЗ-M1 сошедшие с конвейера Горьковского автозавода 

«Я старше «эмки» аж на  четырнадцать лет. Помню, как такие машины появились в Москве. Они были, в  частности, у некоторых коллег отца — руководителей издательства  «Правда». Конечно, служебные. Мне иногда доводилось прокатиться на  «эмке». В то время каждая поездка на любом автомобиле была для меня  праздником, а новая советская машина вызывала искренний восторг!  «Эмочка» казалась тогда самой уютной и комфортной.» , - вспоминал о  машине Марк Григорьевич Тилевич, ветеран Великой Отечественный. 

«Но на “эмке” драной, И с  одним наганом,  Мы первыми въезжали в города...», - пелось в советской  песне военных корреспондентов «Корреспондентская застольная». В мемуарах  фронтовиков и заметках военных корреспондентов не раз упоминалось  о  том, что стоявшие  на ступеньках эмки пехотинцы одной рукой вели огонь  из ППШ, другой держась за кузов, во время городских боёв. Неудивительно,  что у многих этот автомобиль ассоциируется с дорогами той войны… 

В те времена легковой  автомобиль был даже не роскошью, для обычного рабочего, крестьянина, или  госслужащего невысокого ранга машина была неким предметом из другой  жизни, впрочем, жители крупных городов могли проехаться в машине и  просто так, до войны часть «Эмок» пополнила первые таксопарки, хотя  специальная модификация – такси в серию так и не пошла. Внешне её  отличала небольшая светящаяся табличка над ветровым стеклом. Интересно,  что довоенные таксомоторы попадаются на фотоснимках с фронтовых дорог.  

Бывший таксомотор, отличительная выштамповка в крыше под указатель "такси"

Бывший таксомотор, отличительная выштамповка в крыше под указатель "такси" 

Но чаще всего таксомоторами были обычные "эмки".

Но чаще всего таксомоторами были обычные "эмки". 

Первые три опытных  образца появились в начале 1934 года, официально годом начала  производства считается 1935 год, но основной выпуск начался с марта 1936  года. На базе «Эмки» было построено небольшое количество пикапов,  полноприводная военная модификация ГАЗ 11-73, с 6 – цилиндровым  двигателем, модификация с 6 колёсами (такие попадаются кое-где на старых  фото, сколько их было выпущено, мне не известно), в единичном  экземпляре была машина на полугусиничном ходу,  и двухдверное купе ГАЗ  М-2. Так же, во время войны, в условиях острого дефицита бензина, на  некоторые «Эмки» устанавливались газогенераторы, работавшие на дровах.   Еще была спортивная модификация - ГЛ-1, на базе «Эмки», я о ней напишу  отдельно.  

Модификация пикап

Модификация пикап 

Полноприводный военный вариант с 6-цилиндровым двигателем

Полноприводный военный вариант с 6-цилиндровым двигателем 

Шикарное купе ГАЗ М-2, в единственном экземпляре было

Шикарное купе ГАЗ М-2, в единственном экземпляре было 

6- колёсный вариант

6- колёсный вариант 

Выпуск автомобиля был  прерван началом Великой Отечественной, впоследствии он уже не был  возобновлён, после войны на конвейер завода вышла «Победа», ГАЗ М-21. За  время производства было изготовлено около 63 тыс. автомобилей, но, к  сожалению, до наших дней дожили единицы.  

Большая часть машин  погибла на полях сражений Финской войны и ВОВ. Впрочем, в продаже сейчас  «эмки» встречаются, как уколхоженные до неузнаваемости, так и нормально  отреставрированные, но цена даже на уколхоженные начинается с полу  миллиона рублей.  

Все фото взяты из открытых источников. Больше фото - в фотоальбоме у меня в ВК 
Не забудьте поставить лайк,  подписаться на этот блог и канал в  Телеграм 
promo mexanizm май 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened