ЗИЛ с «ленивцем». ЗИЛ-130-НИИАТ-03

Появившийся в начале  шестидесятых ЗИЛ-130 был всем хорош, но проблема эффективности  грузоперевозок в СССР всё равно стояла остро, и требовала новых решений.  Одним из таких решений могло стать повышение грузоподъемности «сто  тридцатого» с 6 до 8 тонн и удлинения грузовой платформы.  

У ЗИЛ-130  был достаточно большой запас прочности, потому с ним и  экспериментировали чаще чем с другими отечественными грузовиками на тему  повышения экономии грузоперевозок на автомобильном транспорте. Мощность  двигателя позволяла увеличивать грузоподъемность. 

Созданием ЗИЛа  повышенной грузоподъемности занимались инженеры Научно-исследовательско  го института автомобильного транспорта (НИИАТ, г. Москва), в 1969 году  они создали грузовик, способный перевозить 8 тонн. Интересной  особенностью грузовика была его третья «ленивая» ось, которая могла  убираться когда грузовик двигался порожним. В целях экономии топлива. В  этом было отличие ЗИЛ-130-НИИАТ-03 от другой разработки института -  ГАЗ-53А-НИИАТ-05, у которого задняя ось поднимать рекомендовалось лишь когда надо было увеличить нагрузку на грунт колёс ведущей оси.  

Высота подъема ленивой  оси была 170 мм. Реализована она была в виде обычного зиловского заднего  моста, только пустого, отсутствовал редуктор. Управление подъемом оси  было гидравлическим, поднимать/опускать ось водитель мог прямо из  кабины.  

Распространенное мнение о  том, что опускающаяся при необходимости ось, или как она называется на  шоферском сленге – «ленивец» экономит топливо в поднятом положении, ну и  снижает износ резины. Отчасти это так и есть, но экономия там выходит  небольшая, и усложнять конструкцию машины ради этой спорной экономии  смысла нет. Смысл, скорее в другом- в допустимой осевой нагрузке на  некоторых дорогах и… экономии ресурса шин, но уже на груженом авто.  Увеличение количества осей распределяло нагрузку, позволяя таким образом  двигаться двухосному грузовику с «ленивцем» по дорогам, по которым при  одинаковой нагрузке движение просто двухосного грузовика было запрещено,  а подняв «ленивец» водитель повышал маневренность машины в узких  местах, уменьшая радиус поворота на узких улицах, например.  

Вернемся, впрочем, к  нашему ЗИЛу. Ленивая ось была со сдвоенными колёсами, когда она была в  рабочем положении, то грузовик ничем не отличался от обычного трёхосного  ЗИЛа, которых, правда, в то время еще не было, но работы по его  созданию на заводе уже велись, имелись даже прототипы.  

ЗИЛ-133 «Щука»  

В 1969 году  были готовы  четыре образца опытных ЗИЛ-130-НИИАТ-03 с подъемной третьей осью.  Вариант их производства непосредственно на заводе имени Лихачева не  рассматривался, предполагалось что переделкой стандартных машин для нужд  заказчиков будут заниматься предприятия Минавтотранса, авторемонтные  заводы, но в производство эта разработка так и не пошла, оставшись лишь  опытными образцами.  

Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic