Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Вчера мимо меня проехал  довольно необычный в наши дни автомобиль. Издалека он был похож на  «Колхиду» с квадратной кабиной, в народе именуемой «Сервант», и я  подумал – ого, какая редкость, последний раз живую «Колхиду» я видел лет  так 15 назад. Достал камеру из рюкзака, в надежде  сделать пару кадров  очень редкой ныне машины, но увы, аккумуляторы оказались безнадёжно  разряжены. Надо чаще проверять технику.  

Тем временем, пока пытался уже телефоном хоть что-то снять, грузовик проехал мимо, и уже с близи я увидел – никакая это не «Колхида»  а польский Star, хоть на нем уже и не было названия. Машина была  известна в СССР, а теперь позабыта. Каково моё удивление, я впервые  вообще видел Star - 200 в наших краях. Заодно вспомнил, что под одним из  постов подписчик интересовался судьбой этой марки, существует ли она до  сих пор или нет, вот и подумал, что написать об этих польских  грузовиках  велел сам, его величество, случай. Забегая наперед, скажу,  что завод работает  до сих пор, но обо всем по порядку.  

Завод  Star берет своё  начало в 1948 году, производство машин было налажено в городе  Стараховице  на бывшем металлургическом заводе. Отсюда же появилось и  название «Star».  

Поначалу завод выпускал  неказистого вида грузовик Star - 20, с бензиновым шестицилиндровым  мотором. На основа базовой модели появился ряд модификаций таких как  седельный тягач и различая строительная техника, краны, самосвалы, и  даже автобусы.  

Настоящий успех заводу  принес Star - 25, увидевший свет в 1958 году. Он так же был бензиновым,  мощность двигателя S42-2 составляла 95 л.с.  Машина выпускалась во  множестве модификаций. До наших дней уцелели как обычные бортовые  грузовики, так и пожарные машины, в основном сохранились они в Польше. 

Поставлялась Star - 25  и в СССР, в основном это были седельные тягачи, в которых советские автохозяйства остро нуждались.  

Продолжением линейки  грузовиков стал Star - 27, вышедший в 1962 году. Внешне машины были  похожи, различия были в двигателях и трансмиссии. 

В 1958 году завод  начинает выпускать полноприводную милитарную модификацию Star - 66.  Машина имела 6 цилиндровый бензиновый мотор мощностью 105 л.с. и хорошие  внедорожные характеристики, вот только кабина была очень простенькой,  со складной брезентовой крышей. Грузоподъемность составляла 2.5 тонны. 

В 1965 году выходит Star - 660,  полноприводный грузовик двойного назначения.   

Часть этих машина  поставляется в СССР, в основном это были мобильные мастерские,  оборудованные всем необходимым для ремонта техники в полевых условиях,  помимо токарного, сверлильного станков, пескоструйки и генератора для  электросварки имелся даже небольшой съемный кран, монтируемый на  передний бампер. При помощи этого крана и штатной лебедки можно было  снимать и ставить двигатели на грузовики, или поднимать грузы весом до  тонны.  

В 1968 году выходит  совершенно новые модели - Star - 28 и Star - 29. Внешне машины  одинаковы, Star - 28 имел дизельный двигатель мощностью в 100 л.с., а 29  – бензиновый мощностью в 105 л.с.  

Новая кабина положит  начало самой известной серии 200 этих польских грузовиков. Дизельный  Star - 28 производился до 1989 года, как и предшественники – в огромном  количестве модификаций.  

В 1975 году выходит Star - 200, продержался он на конвейере до 1994 года. 

Машина имела дизельный  двигатель объемом 6.8 литра и мощностью 150 л.с., 5 – скоростную КПП с  синхронизаторами, гидроусилитель руля и двухконтурную тормозную систему.   

Именно такой мне и  повстречался на дороге, в виде автовышки. Был ли он изначально  автовышкой, или это уже местная переделка, мне не известно. 

Одна из модификаций двухсотой серии, Star  - 244 была полноприводной, с двумя ведущими мостами, выпускалась до 2000 года. 

До 2000 года выпускался и  Star - 266, этот полноприводный трёхмостовый грузовик пришел на смену  Star - 660 в 1973 году. Машина эта была как милитарного назначения так и  гражданского, на его базе выпускалась строительная техника.  

В 1988 году Star - 266 участвовали в знаменитом ралли Дакар.  Проходимость у машины – впечатляющая. 

В конце 80-х на заводе разрабатывают новый среднетоннажный грузовик Star - 742, грузоподъемностью 3.5 тонны.  

Это был грузовик для  городских и коротких междугородных перевозок.  Производство машины  начинается в 1990 году и продолжается 10 лет.  

Полноприводный (4Х4) Star  - 744 появился пару лет спустя, в 1992 году, выпуск прекратился в 2000-м. 

Параллельно с  малотоннажниками с 1986 по 2000 год производятся Star - 1142  грузоподъемностью 6.5 тонн. По сути они стали продолжением прекрасно  себя зарекомендовавшего Star - 200, производство которых уже  сворачивалось. 

С середины 90-х дела у  завода стали идти неважно. Еще в 1994 году объем производства был около  3000 грузовиков в год, а к концу 90-х упал, выпускали менее 2000 машин в  год, сократился и персонал завода. Выбор у компании был невелик, или  прекратить своё существование, вслед за многими предприятиями стран  соцлагеря, после его распада, либо работать совместно с европейскими  автогигантами. Руководство выбрало второй вариант, тем самым спасло  производство.  

В 1998 году Star  подписал партнерское соглашение с немецким концерном МАN, в 2000 году  вошел в его состав. С началом совместной работы появляются две новые  модели, Star - 8.125 и Star - 12.155.   

Star - 8.125  представляет собой шасси польской разработки, на которое устанавливался  125-сильный дизельный двигатель MAN, от MAN была и кабина, серии L2000.  

Star - 12.155 оснащался 155 сильным дизелем MAN, 6 скоростной коробкой ZF и дисковыми тормозами всех колёс.  

В 2000 году стартовал  выпуск  новой серии - Star S2000, производство в Польше продолжалось до  2004 года, после чего было перенесено в Австрию, где продолжалось до  2007 года. 

Завод в Стараховице был перепрофилирован под производство комплектующих, в том числе и для сторонних заказчиков.  

Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic