Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Прокат автомобилей, ныне  - каршеринг, в отношении  советских времен кажется такой фантастикой,  что трудно даже поверить в существование такого сервиса в СССР, а ведь  он был. Правда, просуществовал недолго. 

«Понедельник начинается в  субботу», эта повесть братьев Стругацких, главный герой которой в самом  начале едет на взятом в аренду автомобиле Москвич  407 - одно из  немногих упоминаний о существовании каршеринга в СССР, а в знаменитой  советской кинокомедии «К Черному морю» показаны и кадры поездок  отдыхающих на арендованных машинах к морю. Правда, в фильме особый  акцент на этом не делали, но особой популярностью каршеринг пользовался  как раз у автотуристов.  

Заметка из архивной  советской газеты рассказывает о тонкостях процесса аренды машины. Просто  так прийти в прокат и взять машину, показав права, например, взять  нельзя было, требовалось еще отдельное разрешение… 

«Если бы своя машина…  Водительские права у Никифора Прокофьевича давно есть… И тут кто-то  подсказал – обратись в клуб туристов, там можно получить разрешение на  прокат легковой машины» 

Небольшая заметка в  газете, по сути, была рекламой каршеринга и кое-какое представление о  процессе аренды машины в СССР до наших дней она донесла.  Сервис  пользовался популярностью, отделения проката были открыты в крупных  городах. В Москве первый каршеринг открылся в 1957 году, на автобазе  №12, желающие могли взять в прокат «Победу», «Москвич» и «Волгу».  

Любую из этих машин  советский человек мог купить себе и в личное пользование, при наличии  определенной (весьма немалой) суммы денег, и совпадений ряда счастливых  случаев. Но была в прокате и машина, которую советский человек себе в  личное пользование не мог приобрести в принципе. Внедорожник ГАЗ-69.   Этот автомобиль пользовался особой популярностью о любителей охоты,  рыбалки, и прочих вылазок вдаль от дорог с твёрдым покрытием. 

В 1959 году в московском  каршеринге было 290 автомобилей. В основном это были «Москвичи». Тогда  уже вместе с машиной в прокат можно было взять палатку, и другой  туристический инвентарь. 

Кстати, был интересный  момент. «Волгу» просто так сразу желающим не давали, для того что бы её  получить надо было около 10 безаварийных поездок совершить на «Победе»  или «Москвиче».  

В начале 60-х услуга  набирала популярность, прокат автомобилей работал в 40 крупных городах  СССР, адреса прокатных контор публиковались в «Справочнике услуг  бытового обслуживания населения».  

Стоимость каршеринга в  1962 году, которую мне удалось найти, была невелика. «Москвич 407» стоил  1 рубль 20 копеек за сутки аренды и 24 копейки стоили 10 км пробега.  

Почему-то вспоминаются слова из песни Лебединского: «я в школе пил вино по рубель двадцать»…  

Если машина арендовалась на срок более чем 10 дней, то суточная плата снижалась, и составляла 90 копеек.  

Почему же при таких  сравнительно доступных ценах и высокой популярности услуги, особенно в  летний период, каршеринг в СССР сошел на нет уже к концу 60-х?  Причин  было несколько, как экономических, так и бюрократических. 

Бытует мнение, что  хитрые автовладельцы брали в прокат машину, такую же какая была у них  самих, ехали в гараж и меняли старые запчасти со своей на новые – с  прокатной. Запчасти на машины в те времена были большим дефицитом,  купить их зачастую можно было только через «связи».  

Конечно, случаи такие  были, куда ж без этого, но не в тех объемах, что бы погубить сервис.  Дело в том, что машины, выдаваемые в прокат тоже были не новые, в  основном прошедшие ремонт после эксплуатации в такси, и новых запчастей  там просто не было. Машина должна была соответствовать требованиям  технической эксплуатации легковых автомобилей, и она им соответствовала,  не более того, к тому же многие агрегаты были опломбированы, и в случае  фактов подмены запчастей нарушителя ждал немалый штраф. 

Основная причина в том,  что сервис проката был невыгоден таксопаркам, которым партийное  руководство по сути навязало предоставлять такую услугу населению.  Население к машинам относилось потребительски, часто случались аварии,  да и пробег машин был приличный, в общем затраты на содержание машин  были существенные, а прибыль – мизерная. Дотации из бюджета для  каршеринга таксопаркам не предусматривались.  

В середине 60-х прошла  реформа, в ходе которой каршеринг сменил собственника – от Совнархозов  перешел к Минтрансу. Совнархозы  - это были местные хозяйственные  органы, а Минтрансу с его масштабами автопрокат вообще был не интересен  из-за слишком малых масштабов деятельности и мизерных прибылей.   

Есть мнение, что после  смещения Хрущева, (каршеринг в СССР был во многом его заслугой),   началась негласная борьба с его воплощенными инициативами. Возможно,  какая-то доля правды в этом и есть, но наиболее вероятно, что кончина  каршеринга  произошла из-за высокой аварийности, связанной с низкой  культурой вождения. Люди, бравшие машину в прокат несколько раз в год, а  то и раз в несколько лет, попросту не справлялись с управлением, из-за  чего машинам часто требовался кузовной ремонт. Низкая культура  обслуживания машин арендаторами (СТО тогда в СССР не было) тоже не  продляла прокатным машинам жизни. 

В середине 70-х  каршеринг в СССР вновь появился, но был доступен лишь для иностранцев,  посещавших СССР. Упоминание  о нем есть в фильме «Невероятные  приключения итальянцев в России», где главная героиня как раз ездит на ВАЗ-2103 из проката.  

Обратите внимание на  номера, именно такие были на прокатных машинах, черные цифры и маленькие  буквы на белом фоне. Это было еще в эпоху «черных» номеров, до реформы  80-го года, когда фон номерных табличек стал белым.  

Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →