mexanizm

Categories:

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

 

Ныса. Один из старейших  городов Европы с богатой на драматические события историей, в нашу эпоху  он находится в составе Польши. Тут я  «Европу не открою», как  говориться, не для кого. А вот то, что несколько десятилетий назад  существовал одноименный польский микроавтобус, наверняка многих удивит.  Старшее поколение его еще конечно помнит, а те люди, чей возраст сейчас  до тридцати, или чуть больше, жители мегаполисов, возможно  даже  ни  разу в жизни эту машину не видели.  

История этого  автомобиля, дизайн которого я не могу назвать иначе, чем винтажный,   началась … на мебельной фабрике. Фабрика производила мебель со второй  половины 40-х годов, а в пятидесятых польские власти задумались о том,  что стране нужен небольшой развозной фургон. Так и стала мебельная  фабрика выпускать фургоны, перепрофилировавшись в автозавод.  

Первенцем был  цельнометаллический фургон N57, собранный на агрегатах польской  лицензионной копии «Победы» - «Warszawa». Выпуск начался в 1957 году. 

Вскоре появился и восьмиместный микроавтобус на базе этого фургона, N59. 

Через год завод обретает  своё постоянное название «Fabryka Samochodów Dostawczych», (Фабрика  развозных автомобилей),  а в 1960-м вышла обновлённая версия с  верхнеклапанным 70-сильным двигателем С-21. Внешность особо не  изменилась, хотя небольшие различия между N57, N58, N59 (микроавтобус),  N60 и N63 были.  Популярность этих машин росла, в том числе и за  границей. 

Параллельно с «Нысой» в Польше выпускался еще один развозной фургон Żuk,  объемы производства которого вскоре стали закрывать большую часть  потребности рынка  в фургонах, а востребованность Нысы росла в  грузопассажирской и пассажирской модификации, но возможности для  дальнейшей модернизации были исчерпаны. 

В 1964 году выходит   Nysa 501. Это был микроавтобус с новым кузовом, и рядом технических  усовершенствований. Двигатель остался тот же, изменения коснулись в  основном ходовой части и систем управления, в основном тормозов.   

Машины экспортируются  уже в ряд капиталистических стран Европы, в Германию в частности, а  так  же в страны Азии и Африки. На экспорт шла 1/5 часть изготовленных  машин, а кинопрокатная версия «Kinowoz», предназначенная для  демонстрации кинофильмов в кинотеатрах под открытым небом была особо  любима польской молодёжью.  

Nysa 501 поставляются и в СССР, на старых фото бывает, встречаются эти микроавтобусы, хоть и нечасто.  

Но настоящим звёздным  часом для FSD стал выпуск 521 модели. Новый кузов полукапотной  компоновки, с широким панорамным ветровым стеклом придавал выглядел  как-то по особенному стильно.  

Вскоре, по просьбе  германских заказчиков, польский производитель поднимет высоту крыши на  10 сантиметров, модель получит индекс «522» и именно в таком виде  запомнится нам, всем, кто хоть раз видел этот польский микроавтобус  своими глазами на дороге, а не на фото. Эта модель выпускалась с 1968 по  1994 год.  

Неприхотливый, простой  польский микроавтобус уверенно продолжает завоёвывать мир, рынки сбыта  расширяются, на экспорт идёт уже половина от всего объема изготовленных  машин. В 1976 году с конвейера завода сходит 100 000-й автомобиль, при  этом производитель учитывает пожелания заказчиков, даже если они  заказывают небольшие партии машин, и даже в случае единичных заказов.  Такой подход порождает неимоверное множество различных модификаций. Вот,  например, Nysa 522 в варианте кемпера.  

Чего только не выпускали  на базе 522-й модели, и машины для перевоки лошадей на ипподромы, и  бронированные инкассаторские фургоны по заказу банков, для перевозки  небольшой мебели, для перевозки молочных продуктов, варианты с  улучшенной отделкой по заказу руководства страны, почтовые и пожарные  машины, и даже фургон для перевозки радиактивных материалов.  

Машина массово  поставляется в СССР, где пользуется заслуженной популярностью. Машина  была простой и понятной, очень схожей с подвеской «Волги». Двигатель  переваривал бензин сомнительного качества и был неприхотлив к качеству  масла. К тому же, машина была очень экономична, расход топлива на «Нысе»  с хорошо отрегулированным двигателем был сравним с расходом на обычной  «Волге» и не превышал 15 литров на 100 км.  

В 70-х доля экспорта  Nysa 522 различных модификаций переваливает за 70% от объема  производства. Это было поистине «золотое» время для завода.  

К середине 80-х спрос на  машину падает, время берет своё, Nysa 522 постигает участь машин,  остановившихся во времени – она морально устаревает, да и по техническим  параметрам европейские микроавтобусы её уже обходят. Из-за кризиса в  стране подготовить новую машину завод не может. К концу 80-х спрос  падает ниже всех критических отметок, а последующий распад СССР лишает  польский завод последнего, по сути, массового заказчика.  

Производство 522-й  модели продержалось до 1994 года, хотя последние 3 года производством  назвать это было сложно, машину скорее собирали под редкие заказы, из  имеющихся комплектующих.   

В наши дни эта машина,  хоть и редко, но встречается еще на дорогах, в глубинке. Я такую  наблюдал 3 месяца назад, она была в довольно добром состоянии. Видно  было, что владелец следит за ней, хоть и коллекционным экземпляром ту  машину назвать было сложно. Если когда-то мне самому удастся стать  владельцем Nysa 522, я переоборудую её под автокофейню. Очень уж хорош  её  винтажный, не старый, а именно винтажный внешний вид, очень она мне  нравится.  

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened