mexanizm

Categories:

Трактор «С-60» Первенец Челябинского тракторного завода

Проблема механизации  сельского хозяйства к 30 – м годам прошлого века в СССР стала очень  остро. К тому времени в стране выпускалось уже несколько видов  тракторов, но их количество было мизерным, к тому же колёсные  проигрывали по проходимости гусеничным тракторам, и не могли работать во  времена распутицы. Гусеничные «Коммунары», выпуск которых наладили в Харькове применялись по большей части на лесозаготовках и в строительстве железных дорог.  

В 1929 году, во время  рассмотрения плана на пятую «пятилетку»  принимается решение о  строительстве еще одного тракторного завода. Строить его решили в  Челябинске, так как дальнейшая реформа сельского хозяйства подразумевала  выращивание зерновых преимущественно в Казахстане, Заволжье, Зауралье,  соответственно, строительство завода выпускавшего трактора недалеко от  мест их дальнейшего применения было решением логичным.  

За основу нового трактора традиционно взяли американскую разработку – трактор  Caterpillar  Sixty, мощностью в 60 л.с. 

Гусеничный, соответствовавший всем основным требованиям, предъявляемым к будущему первенцу ЧТЗ.  

Одним из важных  требований была пригодность трактора к массовому производству на  конвейере, из этих соображений, возможно, и пал выбор на Caterpillar,  ведь их собирали по 6 тыс. экземпляров в год, трактор был несложный.  Челябинский завод проектировался на мощность производства в разы  большую, предполагалось выпускать до 30 тыс. тракторов в год, и ставить  на конвейер желательно было конструкцию уже проверенную временем, но  вместе с тем не устаревшую технически.   

Caterpillar Sixty  подходил по большинству параметров, но поставить его в чистом виде на  конвейер не представлялось возможным. Необходимо было провести работу по  переводу машины из дюймов в метрическую систему, заодно подобрать  советские аналоги стали, подходящей для изготовления машины, ну и по  ходу этого процесса конструкторы внесли ряд изменений в конструкцию,  где-то её улучшив, где-то упростив и сделав более ремонтопригодной в  наших условиях.  

Работа по адаптации  американского трактора была проведена в рекордно короткие сроки – всего  сорок дней понадобилось коллективу инженеров. Работали круглосуточно. 

В 1930 году Казимир  Ловин, начальник строительства ЧТЗ и 40 советских инженеров выезжают в  командировку в Детройт, США, где совместно с американскими специалистами   компании Caterpillar занимаются проектировкой производственной линии  ЧТЗ.  

Строительство завода  начинается 10 августа, и уже в ноябре этого года начинает работу  опытно-экспериментальный цех. В начале 1931 года его ворота покидает  первый трактор С-60. «Сталинец».  

Пока основной завод  строился, экспериментальная партия тракторов проходила испытания, в  конструкцию вносились небольшие изменения, и 1 июня 1933 года на ЧТЗ  официально стартует массовый выпуск самого массового на то время  советского гусеничного трактора, который вскоре можно было встретить уже  во многих уголках страны.  

С-60 был высоко оценен и  за пределами СССР, в 1937 году на международной выставке в Париже он  получает Гран-При. Но об этих тракторах мир узнал раньше,  в январе   1936 года. В конце 1935 года в водах Лены льды сковали транспорты,  везшие разные грузы в Якутию, в основном продовольствие. Было принято  решение перевозить грузы из вмерзших в лёд кораблей … тракторами. И они  не подвели, пройдя более 2 тыс. километров в северных условиях грузы  привезли. В начале 1936 года несколько груженных продовольствием С-60  прошли через перевалы Памира, доставив продовольствие в посёлок Муграб,  испытывавший бедственное положение из-за непогоды.  

Производился С-60 с 1933 по 1937 год., общий тираж составил 69261 шт. 

Мощность трактора  составляла 60 л.с., двигатель четырёхцилиндровый, карбюраторый с водяным  охлаждением, работал на лигроине, это такой вид «тяжелого» бензина, а  вот запускать мотор необходимо было на обычном бензине, запас которого  был в отдельном небольшом бачке.  Все цилиндры были отдельными, мотор  был верхнеклапанный.  

Сцепление – однодисковое  сухое, коробка передач трёхступенчатая, вперед мог двигаться со  скоростью от 3 до 6 км/час, назад – 2.2 км/час. Имелся шкив отбора  мощности для стационарных установок.  


promo mexanizm май 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened