mexanizm

Categories:

Первый советский кузов «лифтбек». ИЖ - 2125

ИЖ-Комби, или как его  еще называли, «комбикорм», машина, о которой до сих пор можно встретить  массу противоречивых мнений. Они давно уже исчезли с дорог в крупных  городах, но кое-где еще встречаются в глубинке, в основном это машины  второго поколения, после 1983 года. Бывалые автомобилисты вспоминают их  иногда. Те, у кого такая машина была, отзываются о ней, скорее с  теплотой, а те, у кого не было – ругают, и что самое интересное, в  отношении этой машины, правы обе стороны.  

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Положительных сторон у  машины было много.  ИЖ - 2125 был нашей первой легковушкой с кузовом  «лифтбек». Это была первая самостоятельная разработка кузова ижевскими  конструкторами, ведь до него завод выпускал копии «Москвичей» 408 и 412  под маркой «ИЖ».  

В процессе поиска совершенства форм. 

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Проектировщики учли  серьёзный недостаток московских «универсалов», у которых через заднюю  дверь, по мере износа уплотнителя, шел подсос пыли и выхлопных газов в  салон, а заднее стекло в сырую погоду быстро пачкалось. Особенность  ижевского «лифтбека» - расположенная под углом примерно в 45 градусов  задняя крышка,  её проём был далеко от выхлопной трубы автомобиля. Из  положительных моментов – подсоса выхлопа уже не было, заднее стекло  дольше оставалось чистым, хотя дворник ему бы тоже не помешал, из  отрицательных – высокий борт мешал погрузке тяжелых  мешков с овощами и  стройматериалов.  

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Машину любили дачники и  жители провинции. Задняя рессорная подвеска смягчала тягость наших  дорог. К тому же она позволяла почти вдвое превышать паспортную  грузоподъемность в 200 килограмм (при сложенном заднем сиденье). Автор  этого текста лично был свидетелем того, как машина, помимо водителя и  пассажира, везла около 0.5 тонны разных строительных сыпучих смесей.  

Учитывая странную  политику руководства страны, при которой обычный грузовой пикап типа  «каблук» в частное пользование не продавался, а ВАЗ-2102 был машиной  довольно нежной, то  ИЖ 2125 оставался, пожалуй, единственной  легковушкой, роль которой в индивидуальном строительстве и вообще в  хозяйстве нельзя переоценить.  

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Под капотом находится  привычный всем москвичеводам бензиновый карбюраторный мотор УЗАМ 412,  его мощность составляла 75 лошадиных сил, и несмотря на то, что в  процессе эксплуатации «табун» покидала  примерно четверть «лошадок»,  машина всё равно уверенно, хоть и медленно, делала своё дело. Главным  минусом был корпус масляного фильтра, который легко было разбить, попав в  глубокую колдобину, например, или свернуть об пенек.  

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Отопитель, без изменений  доставшийся машине от обычного седана, не был рассчитан на такой объем  кузова, и в сильный мороз слабо справлялся со своей задачей.  

Тормозная система с  гидровакуумным усилителем порой веля себя странно. Привычный вакуумный  усилитель и передние дисковые тормоза появились уже в 80-х, после  модернизации.   

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Большим плюсом машины  была максимальная унификация по запчастям с обычными «москвичами», кроме  кузовных деталей, разумеется. Большим минусом было качество сборки, до  начала 80-х оно еще было сносным, а вот пострестайлинговые «комби»,  особенно после 1985 года, и стали собирать весь негатив, в итоге  распространившийся на все ижевские автомобили в целом. 

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Появившийся в 1973 году  оригинальный ижевский «лифтбек» был очень эффектной на то время машиной.  Большое обилие хрома, прямоугольные фары и стилистически продолжавшие  их по бокам габарит с указателем поворота, задние фонари, повторявшие  форму фар, своими размерами из всего советского автопрома могли лишь с  ВАЗ-2103 соперничать. Жаль, фонарьк заднего хода не интегрировали в один  из фонарей, и этот «прыщ» торчал отдельно на задней панели. Люк  багажника в открытом состоянии удерживался телескопическими газовыми  упорами. Кажется, тоже впервые на наших машинах они появились на  «комби». На конвейере «комбикорм» продержался до 1997 года. 

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Лично у меня эта машина  оставила только положительные впечатления, и если попадется вдруг  достойный экземпляр из первых, дорестайлинговых партий, я непременно его  куплю.  

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened