mexanizm

Categories:

Т-16/16МГ. Универсальный трактор «попрошайка»

С момента прекращения  производства Т-16МГ  прошло уже более 20 лет, но до сих пор этот трактор  не редкость на просторах нашей страны, особенно – в сельской местности.   

Многие хоть раз видели  необычный трактор, как правило, с грузовой платформой, расположенной  спереди кабины. За эту особенность он получил народное название  «попрошайка». Вторым именем, данным народом было – «шассик».  

Изначально конструкция  Т-16 рассматривалась в качестве самоходного универсального шасси для  различных сельскохозяйственных агрегатов. Так как мощность была  небольшой, для пропашных работ он не годился, а вот для прополочных,  опрыскивателей, кормозаготовки, сельскохозяйственные самопогрузчики,  стогометания – вполне.  

Работал трактор не  только в селе, но и в городе, в основном в качестве техники дорожных и  коммунальных предприятий – уборка дороги нанесение разметки,  гидравлические подъемники и даже краны – манипуляторы встречались,  построенные на его основе.  

 Несмотря на  универсальность этого трактора, чаще всего он использовался как сельский  грузовик, с кузовом впереди и отличной проходимостью. Расстояние от  земли до самой нижней точки трактора составляет более полуметра. Такое  расстояние называется агротехническим просветом, по аналогии с клиренсом  у автомобиля.  Большим плюсом была еще и маневренность.  

 Грузоподъемность  невелика, 750 килограмм. Да и объемного много не погрузишь, кабина то  сзади, но другого подобного грузовика найти сложно.  

 Производство Т-16  началось в 1961 году в Харькове. Поначалу устанавливался двигатель  мощностью всего в 16 л.с. Это двухцилиндровый дизельный мотор,  четырёхтактный с воздушным охлаждением. У него есть интересная  особенность – предкамерное смесеобразование, в головке блока есть  вставки- предкамеры. Поршень тоже не ровный, в его донце сделано  углубление.  

 Коробка передач 7 –  ступенчатая механическая, тоже своеобразная – валы в ней расположены  поперек относительно продольной оси, а крутящий момент от двигателя  передается конической шестернёй. Вот как это выглядит на схеме. 

 Такая конструкция  позволила сделать трансмиссию очень компактной. Интервал скоростей – от  3.7 км/час до 19.5 км/час. Реверсная передача была всего одна. Так же  есть вал отбора мощности. 

Рулевое управление могло быть как механическим, так и гидравлическим, где передние колёса поворачивались гидроцилиндром.  

 Т-16 производился 6 лет,  с 1961 по 1967, затем появилась модификация Т-16М, с более мощным  мотором в 25 л/с, благодаря чему расширился диапазон скоростей – от 1.6  км/час (появился демультипликатор) до 23 км/час. На этой модификации  появилась и простенькая кабина- каркас. 

 С середины восьмидесятых  появилась обновленная версия Т-16МГ. Мотор усовершенствовали, хотя  мощность осталась прежней. Скорость выроста до 40 км/час, появилось три  вала отбора мощности, и более удобная, (если вообще это слово к ней  подходит), кабина.  Последние «попрошайки» покинули заводские ворота в  1995 году.  

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened