mexanizm

Categories:

КАЗ - 606. Страшнее волка или рыси – автомобиль из Кутаиси

Колхида. Сейчас это  древнегреческое название Закавказского восточного побережья Черного моря  мало о чем скажет читателю, а вот шофёры- «аксакалы», колесившие по  дорогам во времена СССР это название вспомнят сразу, вспомнят с иронией и  с улыбкой. «Колхида», такое красивое название было у автомобиля КАЗ  606, первого советского бескапотного грузовика.  

Недавно я писал про МАЗ 500,  в посте отметил, что МАЗ был не первым советским бескапотником,  первенство действительно было за «Колхидой», МАЗ появился спустя четыре  года после того, как с конвейера в грузинском городе Кутаиси начал  сходить «подгорный тягач». Некоторые поговаривают, что прямо с конвейера  он сходил уже на буксире… 

«Колхида»  действительно  была не самой удачной разработкой советского автопрома, впрочем, как не  самой удачной идеей было вообще строить автомобилестроительный завод в  регионе, славившимся своим прекрасным виноделием. Первое время завод  выпускал самосвалы на базе грузовика ЗИЛ-150, а в последствие и ЗИЛ-164,  собиравшегося там же, в Кутаиси из комплектующих, поставляемых из  Москвы, без конструктивных изменений. КАЗ – 606 был уже собственной  разработкой кутаисских инженеров.  

За основу был взят всё  тот же ЗИЛ-164,  узлы и агрегаты которого заводчанам были хорошо  знакомы, а вот компоновку поменяли. Кабина оказалась над двигателем.  Кабина была очень стильной для своего времени, со спальником (впервые в  СССР), тут надо отдать должное грузинским инженерам, подсмотревшим  дизайн у Skoda 706RT, тогдашнего предела мечтаний советского  дальнобойщика. Очень уж сходны кабины, но у «Колхиды» был серьёзный  недостаток – кабина не откидывалась, доступ к двигателю был прямо  изнутри, со всеми сопутствующими неприятностями – неудобством в  обслуживании, ремонте, и постоянном проникновении выхлопа в кабину через  неплотно прилегавшие кожухи. Впрочем, во время модернизации, через  несколько лет тягача кабину сделали откидной, не меняя особо её дизайна,  но все остальные недостатки машины сохранились.  

Хорошо, что грузинские  конструкторы делали внешний облик грузовика, впечатлившись чешским  грузовиком. Первоначально «КАЗ» выглядел так, что его внезапное  появление из-за поворота, например, могло вызвать у людей испуг и  заикание.  

Изначальный вариант внешнего вида вселяет страх


Предсерийный образец не сильно отличается от серийного, в окончательном варианте кабины фары переедут вниз.

 

Skoda 706RT

 

Изначально планировался  выпуск седельного тягача и бортового грузовика на платформе КАЗ – 606,  но поскольку в СССР наблюдался острый дефицит седельных тягачей, а  бортовые грузовики выпускались несколькими заводами, все силы  грузинского предприятия были брошены на производство седельного тягача.  Двигатель, доставшийся «по наследству» от ЗИЛа, 6-цилинтровый рядный 5.5  литровый бензиновый ЗИЛ-157КЯ , мощностью около 110 л/с был для  седельного тягача с далеко не самой обтекаемой кабиной очень слабым  силовым агрегатом, едва разгонявшем автопоезд до 55 км/час при идеальных  безветренных условиях на ровной местности. Заявленная максимальная  скорость у машины была 65 км/час, что даже по тем временам считалось  мало. Что бы машина хоть как-то ехала, двигатель большую часть времени  приходилось крутить на максимальных оборотах, из-за чего тот  перегревался и быстро истощал свой ресурс. Поэтому одним из  многочисленных язвительных прозвищ в шоферской среде для «Колхиды» стало  – «подгорный тягач», хорошо ехал только с горы и при попутном ветре.   Расход бензина составлял в среднем 50 литров на 100 км, и хоть в те  времена бензин был почти бесплатным, но объем топливного бака в 210  литров, при таком расходе требовал частого его пополнения.  

Ни у одного советского  грузовика не было стольких обидных прозвищ как у «Колхиды». «Жаба»,  «цирковая лошадь», «грузинский трактор», «гордость Грузии — слёзы  России». Ба что там прозвища, этой машине шоферская лирика посвящала  частушки - «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря, кто на „КАЗе“ не  работал, тот не знает горя», «Страшнее волка или рыси — автомобиль из  Кутаиси», «Курица не птица — Колхида не тягач». Машина стала героем  грустных анекдотов: «Если двигатель получался настолько плох что его  стыдно было отправлять в запчасти — его отправляли в Кутаиси», «Мы  автомобиль делали мандарины с гор возить, а вы в гору, да кирпич –  сказали грузины, увидевшие как на стройке «Колхида» безуспешно пытается  затянуть на бугор прицеп с кирпичом».  «Колхиде» еще  повезло, что в те  времена не было интернета и мемов, по их количеству она бы точно  вырвалась вперед многих машин, даже «Запорожца».  

Помимо слабого  двигателя, машину отличало и отвратительное качество сборки и  комплектующих. Всё что могло сломаться в машине – ломалось, впрочем, и  то что не могло – тоже ломалось. Низкая культура производства и  тотальное воровство, поговаривали, что на заводе даже проходная не  использовалась, после смены сторожа просто открывали ворота, и каждый  нёс с завода всё, что мог унести, не способствовали высокому качеству  продукции.  Первый «удар Колхиды» принимали н себя водители –  перегонщики, ведь не всегда новую машину удавалось даже завести с  первого раза. Шоферская история помнит случай, когда поднятая для  осмотра двигателя кабина грузовика попросту отвалилась от рамы. Бывали  случаи, когда кабина и на ходу откидывалась.  Большая площадь остекления  и ужасного качества уплотнители стёкол делали кабину даже поздних  выпусков, без доступа к двигателю из неё – негерметичной.  

Автомобиль выпускался с  1961 по 1968 год, но практически сразу после начала выпуска конструкторы  кутаисского завода начали работать над его модернизацией, на основе  агрегатов появившегося тогда нового ЗИЛ-130.  Модернизированная в  1963году «Колхида» получила даже новый индекс – КАЗ608, но были проблемы  с поставками нового 8-цилиндрового двигателя ЗИЛ-130Я5, в первую  очередь им комплектовались ЗИЛы, излишков не было, и поэтому новый  двигатель «Колхида» получила аж в 1967году.  

Небольшой сюжет из фильма "Единственная", сценка слегка отображающая отношение водителей к "подгорному тягачу" 

В основном машина  работала в паре с бортовым полуприцепом на 10.5 тонны, изотермическим  полуприцепом, но были и необычные варианты применения в качестве  аэродромной техники – полуприцепа для транспортировки пассажиров к  самолёту, аэродромного самоходного лифта, топливозаправщика.  

В автобазах немощные  седельные тягачи в ходе ремонтов переделывали в бортовые грузовики.  Первый, и единственный раз, когда я видел эту машину «в металле», был  догнивающий на задворках одной из автобаз фургон кустарного  изготовления. На ходу я их  ни разу не встречал, хотя даже более старые  ЗИЛы и ГАЗ-51 еще вполне бодро бегали по дорогам в конце 80-х. Точное  количество выпущенных  машин 606 модели и дорестайлинговых 608-х мне не  известно.   

Все фото взяты из открытых источников. 
promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened