mexanizm

Categories:

Первый советский тяжелый мотоцикл. НАТИ-А-750

Малоизвестный, редкий  мотоцикл, с которого началась история создания тяжелой мотоциклетной  техники в СССР. Разработка НАТИ-А-750 началась в 1931 году инженерами  Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, в  30-е он автотракторным назывался. Работу над проектом возглавлял Петр  Можаров. Именно он в дальнейшем создавал первые мотоциклы ИЖ. 

(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.
(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.

  Создавая мотоцикл,  инженеры изучали уже имеющиеся наработки западных фирм. V-образный 4 –х  тактный мотор объемом 748 (по некоторым данным 746) см3, с нижним  расположением клапанов был схож с американскими двигателями  Harley-Davidson. Шестеренный привод клапанов, система смазки с  маслонасосом. Мощность – 15 л.с.  

(с) фото из открытых источников
(с) фото из открытых источников

 Управление переключением  передач – рычагом, сбоку, было тогда распространенным решением на   мотоциклах. Цепной привод, открытый,  на заднее колесо. Впервые на  советском мотоцикле появился замок зажигания и приборный щиток. Тормоз  заднего колеса работал от педали, привод механический.  

(с) фото из открытых источников
(с) фото из открытых источников

 Рама – штампованная, передняя подвеска рессорная, в целом, ходовая часть схожа с BMW тех времен.  

(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.
(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.

  В 1933 году были готовы  первые ходовые образцы, по завершению их испытаний было принято решение о  запуске НАТИ-А-750 в массовое производство на Подольском  машиностроительном заводе. Производство началось в 1934 году. Название  сменилось на ПМЗ-А-750.  

(с) фото из открытых источников
(с) фото из открытых источников

 Изначально  предполагалось, что ПМЗ-А-750 будет по большей части военного  назначения, но мотоциклом пользовались и почтовая служба, и милиция, и  другие организации. В свободную продажу он, насколько мне известно, не  поступал.  

(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.
(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.

  В процессе эксплуатации  обнаружилась масса проблем, из-за которых шли рекламации. В основном,  неприятности доставляло зажигание, из-за чего ПМЗ получил сатирическое  название – Попробуй Меня Заведи.  В итоге, военное ведомство вообще  отказалось от этих мотоциклов, и в 1939 году их выпуск окончательно  прекратился.  Суммарно, с 1934 по 1939 год было собрано 4640 экземпляров  НАТИ/ПМЗ-А-750.  

(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.
(с) Фото из музея УГМК в Верхней Пышме.

  Использованы материалы из журнала «Техника-Молодежи» № 5 от 1989 г.  

Возможно, вам так же будет интересно почитать о советских "пятисотках"   М-52 и М-53 ,  и четырёхцилиндровом Indian Four    

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened