mexanizm

Categories:

ТЭС-3. Атомная электростанция на гусеничном ходу

Решение о создании  первой в мире передвижной атомной электростанции было принято в СССР в  середине 1950-х. То время было эпохой ядерного романтизма, так сказать,  на мирный атом возлагались большие надежды, а по стране, особенно в  северных, труднодоступных районах было разбросано немало объектов,  требующих постоянного и стабильного электропитания.  

В основном это были  военные объекты, работавшие на дизель-электростанциях. Стоимость  доставки солярки к ним превышала стоимость самого топлива на порядки.  Компактная АЭС могла стать палочкой – выручалочкой для таких объектов,  как военных, так и гражданских. 

Конкретного заказа на  разработку этой установки не было, работы начались в инициативном  порядке, благодаря Министру среднего машиностроения Ефиму Славскому,  стороннику развития атомной энергетики в СССР.  

(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет
(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет

В 1957 году был готов  ряд чертежей и в целом проект будущей электростанции, еще два года  понадобилось на изготовление реактора и части энергогенерирующего  оборудования. В 1960 году оборудование смонтировали на самоходные  транспортёры, за основу которых взяли шасси от танка Т-10, удлинив его  до необходимых размеров. 

Комплекс мог  транспортироваться на платформах, по железной дороге до конечной её  точки, а дальше уже передвигаться своим ходом до пункта назначения.  

(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет
(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет

 Всего в состав комплекса  входили 4 самоходных компонента. В первом был размещен реактор,  представлявший собой цилиндр диаметром 660 мм, высотой 600 мм, внутри  которого находились 74 тепловыделяющие сборки. Это был двухконтурный  водо-водяной реактор, то есть, вырабатываемое им тепло передавалось  водой к теплообменнику, от которого тоже водой (паром) передавалось на  паровую турбину. В первом контуре вода находилась под давлением 130  атмосфер, на выходе из реактора её температура была 300 градусов по  Цельсию.  

(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет
(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет

 Сам реактор, точнее, его  активная зона, находилась в массивном свинцовом стакане, который в свою  очередь размещался в баке. В рабочем положении бак был залит водой, в  транспортировочном воду из бака сливали.  

Второй транспортёр нес  на себе парогенератор, циркуляционные насосы и другое оборудование,  задействованное в работе реакторной установки.  

Электроэнергия  вырабатывалась на третьей машине комплекса, именно там стоял  паротурбинный агрегат мощностью 1.5 МВт, а четвёртая несла на себе пульт  управления и контроля, а так же вспомогательную аварийную  дизель-генераторную установку и аккумуляторы.  

(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет
(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет

В рабочем положении все  четыре машины были соединены в определенной последовательности  трубопроводами, проводами, кабелями управления, причем реакторная и  парогенераторная часть устанавливались в отдалении от электрической и  управляющей, к тому же, с целью дополнительной защиты, по бокам от них  отсыпали земляные отвалы и делали дополнительную защиту из бетона.  

(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет
(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет

Испытания ТЭС-3  проходила в Физико-энергетическом институте в Обнинске, начались они в  1960 году. В 1961-м станция на испытаниях была запущена в рабочий режим и  так проработала до 1965 года, пока не потребовалась замена тепловых  сборок.  

(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет
(с) в качестве иллюстраций взяты фото из открытых источников, и старых газет

 В начале 1967 года  военное ведомство отказалось от использования концепции таких  электростанций, от гражданских ведомств интереса к ней тоже не было,  работы над ТЭС-3 приостановились.  

Впоследствии  рассматривали вариант использования реакторного блока для создания  большого объема горячей воды, которая требовалась на некоторых  нефтепромыслах для поднятия нефти ближе к поверхности, но эта идея  реализована не была, и в 1969 году уникальную самоходную АЭС  законсервировали навсегда.  

Возможно, вам так же будет интересно почитать о вездеходе Teracruzer MM-1 и  Пожарных машинах на базе ЗИЛ-157 

promo mexanizm май 10, 2018 15:43 4
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened