mexanizm

Category:

Советский газотурбинный автобус НАМИ-053

Недавно я писал об  американском грузовике Кенворт, на который вместо обычного дизельного  двигателя установили турбину. В СССР тоже проводились эксперименты с  газотурбинными силовыми установками на автомобильном транспорте. Одна из  таких – уникальный автобус НАМИ-053, созданный инженерами НАМИ  совместно со специалистами Завода имени Лихачева.  

В качестве основы был  взят ЗИЛ-127, как наиболее приспособленный на тот момент для длительных  дальних поездок. О нем я писал раньше, ссылка будет в конце поста, а  здесь больше о необычной силовой установке будет.  

Штатный дизельный  двигатель автобуса уступил место газотурбинному, в корпусе которого были  компрессорная и силовая часть. Конструкция была двухвальной,  компрессорная и силовая часть механически между собой связаны не были,  что исключало остановку турбины из-за перегрузки.  

Из-за высоких оборотов  силовой турбины, между ней и коробкой передач был установлен планетарный  редуктор, снижавший обороты с «самолётных» 20 000 об/мин до  автомобильных. Всё это находилось в едином корпусе силового агрегата  мощностью 350 л.с., разработанного в НАМИ. Впоследствии мощность снизили  до 180 л.с. 

Из-за особенностей  мотора приходилось под стать ему и коробку передач создавать.  Разрабатывали её специалисты ЗИЛа, коробка имела 2 скорости вперед и  одну назад. Переключение передач осуществлял водитель, впрочем, часто их  переключать не требовалось, а режим нейтрали в коробке отсутствовал,  как и сцепление в его классическом для автомобилиста понимании, иначе  из-за сброса нагрузки переходом на нейтраль, агрегат мог резко выйти в  запредельный для себя режим работы и разрушиться.  

В ходе испытаний  газотурбинный автобус проехал более 15 тыс. километров в разных  условиях. Средняя скорость на трассе составляла 80-100 км/час,  максимальная была фантастической для автобуса в 1959 году – 130 км/час.  Положительным моментом был лёгкий запуск турбины в холодное время года, а  так же её многотопливность. Перегрева в жару не наблюдалось,  температура в моторном отсеке была в среднем на 15 градусов выше, чем у  дизельного собрата. За счёт более лёгкого силового агрегата снижался и  общий вес. 

Из отрицательных  моментов была сложность с управлением, ведь газотурбинный агрегат быстро  набирал обороты, перегревались и быстро изнашивались тормоза, так как  снижать скорость двигателем возможности не было, в городе расход топлива  превышал все разумные пределы, к тому же на малой скорости турбина  начинала перегреваться. До наших дней этот уникальный газотрубинный  автобус не сохранился, остались о нем лишь воспоминания в виде  фотографий и статья в журнале «За Рулем», в архиве за 1983 год.  

Возможно, вам так же будет интересно почитать о грузовике Kenworth с ГТД и междугородном автобусе ЗИЛ 127 

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened