mexanizm

Category:

ПАЗ-672 Оранжевый «колобок» из детства

Небольшой желтый  автобус, неторопливый как 70-е, из которых он родом, не спеша подъезжает  к остановке, обдавая потоком тёплого воздуха от расположенного сбоку  радиатора, неторопливо открываются дверцы, неторопливо закрываются  неторопливыми  пневмоцилиндрами, затем звонкий треск включения передачи,  и автобус неторопливо отъезжает от остановки, со звуком трогающегося  грузовика, на базе которого он и был сделан.  

Помните их? Я помню,  кажется нет такого места в нашей необъятной стране, нет такого города, в  котором лет 20 назад такой «Пазик» не курсировал по городскому  маршруту. А уж в ближнем пригороде райцентров колесить ему и вовсе  судьбой велено. И колесили они неторопливо, да и сейчас, наверное,  нет-нет да и встретится на дороге «колобок». 

Почему-то автобус  ассоциируется именно с оранжевым цветом. Из всего множества раз когда я  их видел, когда доводилось ездить в них, не оранжевого цвета были  несколько штук всего. Последний, который я видел у нас в городе пару лет  назад тоже был оранжевым. Работал на городском маршруте низкой  загруженности, но в последние пару дет не видел его, отработал своё уже  «пенсионер», наверное… 

Автобус родом из 60-х.  Его разработка началась еще в 1957 году, и неторопливость автобуса была  заложена уже на этапе очень неторопливой подготовки к производству,  занявшей аж 10 лет. С конвейера ПАЗ 672 стал сходить в 1967 году. Но  зато в производстве продержался 22 года, последние «Пазики» 672 модели  покинули завод в 1989 году. За 22 года завод в Павлово изготовил 288 688  «Пазиков», получивших из-за своих округлых форм  народное название  «колобок».  

Салон автобуса вмещал 23  места для сидения. Мест для тех, кому не повезло, и приходилось стоять  было еще десятка два. Салон нельзя было назвать просторным, но он был  каким-то уютным, что ли.  

Автобус создан на базе  грузовиков ГАЗ-52/53, с соответствующими плюсами и минусами. Из плюсов –  унификация по запчастям двигателя и некоторых других деталей, клиренс в  28 сантиметров позволял проехать почти везде, относительно небольшой  расход топлива, около 22 литров на сотню при скорости 60 км/час, из  минусов… рычаг газоновской коробки передач в автобусе не очень удобно  расположен был, сказывался водительского места туда, где у грузовика  капот, да отсутствие гидроусилителя  на большинстве машин требовало от  водителя повышенных усилий.  

Кстати, несмотря на  неплохую проходимость автобуса, на базе 672-го было построено некоторое  количество полноприводных машин на базе ГАЗ-66.  

Сколько всего автобусов в  полноприводной модификации было построено, я не знаю, но это пожалуй  единственный такой автобус общего назначения в мире был. Плохое  состояние дорог, а порой их полное отсутствие генерировало вот такие  забавные технические средства, в разработке которых СССР явно лидировал.   

Вид на двигатель из салона. Обычный, без ГУР.


Вид на двигатель спереди. Вверху виден бачок гидроусилителя, эта модификация с ГУРом, на который идет отдельный ремень.


Приборная панель  лаконична, но необходимый минимум приборов на месте. Стилистически она  напоминает приборку «Запорожца» ЗАЗ 966. На спидометре красуется цифра  120 км/час, но максимальная скорость была 80. Этого вполне хватало,  автобус строился не для хайвея.  

За время производства  автобус неоднократно модернизировался. Внешность при этом, не считая  светотехники, оставалась практически нетронутой. Выпускался в различных  модификациях, некоторые из них для специфических условий эксплуатации –  северная и для тропиков, туристическая, в 80-х была попытка установить  на автобус дизель минского производства, но так и осталась попыткой, в  виде шасси автобус поставлялся на Кубу, была даже горная модификация с  ремнями безопасности на всех сидениях, усиленными тормозами и  гидроусилителем руля. Полноприводную версию я уже упоминал выше, а про  холодильник, известный как «Пингвин» у меня будет отдельный рассказ.    

Все фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. 
promo mexanizm май 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened