mexanizm

Category:

Челябинский трактор великан. ЧТЗ Т-800

Этот трактор настолько  огромный и мощный, что способен работать даже на грунтах, для разработки  которых бессильна даже взрывчатка. Скальные породы карьеров, вечная  мерзлота, всё это он поднимает коронкой своего рыхлителя за счет  мощности и собственного веса в 103 тонны, вместе с навесным  оборудованием.  

А еще этот трактор вошел  в книгу рекордов Гиннеса, как самый производительный бульдозер в мире.  Челябинский «царь-трактор» самый крупный из всех, что выпускаются в  Европе, и один из немногих в своем классе (75), из всех, что выпускаются  в мире.  

Самый первый Т-800 был  построен на ЧТЗ в 1983 году. Согласно технического задания, эта машина  проектировалась для земляных работ большого объема в сложных условиях,  прокладки дорог, строительства электростанций, и применения в карьерах.  Т-800 применялся на строительстве Южно-Уральской АЭС.  

Государственные  испытания Т-800 проходили в Узбекистане, на карьере Мурунтау, это самый  большой в мире золотодобывающий карьер. После успешного проведения  испытаний два экземпляра челябинского сверхтяжелого бульдозера  продолжили работу в Мурунтау. Насколько мне известно, они до сих пор  находятся в Узбекистане, но уже не работают.  

Особую ценность этот  трактор представлял на алмазных разработках, так как позволял вскрывать  скальную породу рыхлителем, без проведения взрывных работ. Взрывные  работы могут повредить алмазы, вызывая микротрещины, из-за чего  стоимость добытых драгоценных камней падает порой в 20 раз.  

Т-800 способен вскрывать  своим рыхлителем грунт в условиях вечной мерзлоты на глубину почти 2  метра. Вес навесного оборудования – 30 тонн. 

В движение этот колосс  приводится четырёхтактным шести цилиндровым дизельным двигателем  6ДМ-21Т. Объем этого мотора – 43.6 литров, мощность 870 л.с.  Турбированный, с интеркулером, система смазки с сухим картером. Перед  запуском мотора маслонасос некоторое время нагнетает масло в систему  смазки. Такой же мотор применяется на некоторых карьерных самосвалах  БЕЛАЗ.  

Трансмиссия –  гидромеханическая. Планетарная трёхвальная коробка передач имеет 4  скорости переднего хода и две реверсных. Максимальная скорость переднего  хода – около 15 км/час, реверсная чуть быстрее – 17 км/час. Так сделано  специально, что бы скорость отката (холостого хода) была выше, тем  самым больше времени шло на проведение полезной работы.  

Средний расход топлива  при полной загрузке составляет приблизительно 150 литров/час. Запас  топлива в баках на борту – 2100 литров.  

Механизмы трансмиссии, в том числе и поворотные фрикционы, работают в масляной ванне.   

Для бульдозера  разработаны два типа гусениц. Более широкая для мягких грунтов,  суглинков её вес составляет 8 тонн. Для скального, и вечной мерзлоты –  более узкая гусеница весом 6 тонн. Это вес одной гусеницы.  

Кабина оператора  бульдозера двухместная, со звукоизоляцией, с двойным остеклением  (стеклопакетом). Установлена кабина на резиновых подушках, снижающих  вибрацию, оборудована виброизоляцией, отопителем и кондиционером. На то  время это, наверное, была самая комфортная кабина среди всех советских  тракторов.  

Основные обороты  двигателя выставляются ручкой на панели рычагов слева от оператора,  подбавить «газку» можно педалью. Вторая педаль – тормоз. Управление  поворотом осуществляется небольшими рычагами.  

Всего за годы  производства было собрано 9 экземпляров Т-800. Несмотря на то, что  разработке уже больше 35 лет, морально устаревшей её назвать нельзя.  Хочется верить, что они еще будут выпускаться, и будут востребованы, в  том числе и на наших стройках.  

Возможно, вам так же будет интересно почитать о тракторах "С-60" и  "Коммунар" 

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened