mexanizm

Category:

Первый советский снегоход «Буран»

Снегоходы как класс  техники активно стали появляться во второй половине 1960-х, на стадии  разработок, а первые относительно успешные коммерческие модели были  созданы на рубеже 60-х и 70-х годов.  

Учитывая то, какие  площади СССР приходились на заснеженные, северные регионы, снегоход был  необходим. Еще с 1930-х годов велись разработки и производство малыми  партиями различных аэросаней – транспортных средств, приводимых в  движение тягой винта поршневого авиамотора. Такая машина выручала  почтовую службу, но них было мало, в свободной продаже не было вообще.  

В начале 70-х СССР  закупил для изучения несколько экземпляров канадского Bombardier  Ski-Doo, по сути, первого коммерчески успешного снегохода в те времена.  За основу, для разработки первого советского снегохода «Буран» взяли  модель Ski-Doo Valmont, имевшую одну лыжу, две широких гусеницы, мотор  объемом 0.6 литра мощностью 40 л.с. Весил «Вельмонт» 233 кг, что  придавало ему устойчивость.  

Работы над созданием  «Бурана» велись в Рыбинске, на оборонном производственном объединении,  строившем авиамоторы. По идее, снегоход ближе к классу мотоциклетной  техники, чем к авиадвигателям, но, что есть, то есть. Впоследствии такое  решение, возможно, сыграло положительную роль для «Бурана». 

Дело в том, что поначалу  на него установили мотоциклетный двигатель от ИЖ-Юпитер-3, но испытания  первых тестовых образцов, проведенные в 1971 году показали, что мотор  мощностью 18 л.с. слишком слаб. Было принято решение создать двигатель  специально для «Бурана».  

Так, в кратчайшие сроки, уже к декабрю 1971 года появился оригинальный мотор РМЗ-640 объемом 0.6 литра, мощностью около 30 л.с. 

Охлаждение – воздушное,  принудительное. Двигатель может работать на низкооктановом бензине и  выдавать максимальную скорость 55 км/час.  

В трансмиссии  бесступенчатый клиноременной вариатор. Есть реверсный ход. Вес получился  больше, чем у канадского прототипа, 275 кг.  

В апреле 1972 года была  выпущена первая партия «Буранов» с новым мотором, начались их испытания.  Самым масштабным испытанием на прочность, уже после того как  госкомиссия дала снегоходу «путёвку в жизнь» стал пробег из Рыбинска в  Воркуту, длившийся почти месяц.  

Девять снегоходов с прицепами-санками успешно прошли этот маршрут.  

В том же году «Буран»  достойно показал себя в Арктике. Полярники удивлялись, как он легко  заводится на сильном морозе, правда ручным пуском, не электростартером.  

Производство «Буранов»  началось в 1973 году. Стоил он по тем временам недёшево. В начале 1980-х  ценник на него был порядка 2500 рублей, очень большие деньги, за  которые можно было даже ухитриться купить подержанный «Москвич». Но, тем  не менее, спрос на снегоходы был. В 1986 году был изготовлен 100 000  экземпляр. Большой плюс «Бурана» - высокая проходимость. 

В модернизированном  варианте снегоход выпускается и сейчас, хотя он уже сильно устарел  морально. Множество нареканий на качество сборки и комплектующих, как  начались проблемы в конце 80-х, так и до сих пор нарекания идут. Как бы  там ни было, а судьба снегохода оказалась боле удачной, чем судьба  советских квадроциклов.  

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened