mexanizm

Category:

Урал-375 с дизелем воздушного охлаждения

С началом поставок  чешских самосвалов «Татра» в СССР, которые оснащались дизельным  двигателем воздушного охлаждения, преимущества мотора были по  достоинству оценены в северных регионах страны.  

Впоследствии начались  поставки «Магирусов» из ФРГ, на которых так же устанавливались дизели  воздушного охлаждения. Грузовики прекрасно зарекомендовали себя на  тяжелых работах в суровых северных условиях, в том числе и благодаря  лёгкому запуску мотора при минусовой температуре.  

Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников
Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников

В  СССР двигатели такого типа е производились, если не брать во внимание  бензиновый мотор «Запорожца», который хоть и не отличался надежностью,  но в зимнее время обладал большим преимуществом – отсутствием воды в  системе охлаждения. Вопрос оснащения советских грузовиков дизелем  воздушного охлаждения вызвал не праздный интерес, а был, можно сказать,  насущной жизненной необходимостью. 

Еще до заключения  «проекта Дельта», в рамках которого «Магирусы» поставлялись в СССР, наши  инженеры совместно со специалистами из ФРГ питались адаптировать  «дойтцевский» двигатель F8L413 для грузовика УРАЛ-375.  

Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников
Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников

Испытания машина  проходила в 1970 году. В ходе испытаний «Уралов» с моторами «Deutz» было  установлено, что машины работают эффективнее, чем с родным, бензиновым  мотором. В особенности отмечалось, что они легче преодолевают затяжные  подъемы и участки с вязким глинистым грунтом.  

Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников
Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников

Хорошо зарекомендовали  себя немецкие моторы и в жарком климате. Всего, в ходе испытаний машины  прошли до 15 тыс. километров в разных климатических зонах, в том числе и  в горах, высотой над уровнем моря до 4700 метров. Серьёзных недостатков  установлено не было. 

Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников
Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников

Помимо «Уралов»,  двигатели «Deutz» в качестве эксперимента устанавливали на различные  грузовики, ГАЗ-66, ЗИЛ-130 и 131, МАЗ-500 и даже на ГАЗ-53.  

ГАЗ-66 с мотором F6L912. Фото из общедоступных источников
ГАЗ-66 с мотором F6L912. Фото из общедоступных источников
ГАЗ-66 с мотором F6L912. Фото из общедоступных источников
ГАЗ-66 с мотором F6L912. Фото из общедоступных источников

ГАЗ-66 оснастили мотором  «Deutz» F6L912. Решетка радиатора грузовика изменилась, на ней  появилась характерная эмблема Magirus-Deutz.  

ГАЗ-66 с мотором F6L912. Фото из общедоступных источников
ГАЗ-66 с мотором F6L912. Фото из общедоступных источников

Возможность оснащать  отечественные грузовики дизелями воздушного охлаждения интересовала и  покорителей Сибири, и в жарких странах Средней Азии такую машину ждали, и  военные ею интересовались.  

Отсутствие жидкостной  системы охлаждения упрощало конструкцию и увеличивало живучесть машины в  тяжелых условиях, это для военных был особенно важный параметр. 

Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников
Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников

Слишком долго запрягали… 

Надёжность и  выносливость дизелей «Deutz» была дополнительно доказана работой  «Магирусов» на сибирских стройках, в том числе «БАМа». В конце концов,  было принято решение начать выпуск лицензионных двигателей F8L413 под  маркой «Урал-744» в Казахстане, на Костанайском дизельном заводе,  который еще предстояло построить.  

Строительство началось в  1982 году и продолжалось почти 10 лет. К моменту пусконаладочных работ и  выпуску первой пробной партии моторов, СССР распался, да и вопрос  потерял актуальность, так как с 1977 года в серию пошел «Урал-4320» с  дизелем ЯМЗ, он хоть и был жидкостного охлаждения, но параметры машины  значительно улучшил.  

Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников
Урал 375 с мотором F8L413. Фото из общедоступных источников

В 90-х на КДЗ были  попытки наладить производство дизелей «Урал-744», но успехом они не  увенчались, время безвозвратно ушло, да и сам мотор, уходивший своими  корнями в разработки 1940-х годов, сильно устарел.   

Урал 55224. Фото из общедоступных источников
Урал 55224. Фото из общедоступных источников

Возможно, если бы завод  достроили и запустили к концу 1980-х, то у него еще была бы возможность  наладить выпуск «Урал-744», так как в начале 90-х Уральский автозавод  выпустил партию грузовиков «Урал 55224» с «воздушником» F8L413 от  «Deutz».  

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened