mexanizm

Category:

Страницы истории. Русский автомобиль «Пузырев»

В начале 20-го века  автомобиль в России был распространен мало, по дорогам Петербурга,  Москвы и еще нескольких городов колесили в основном европейские машины.  Они ломались, требовали обслуживания и ремонта. Иван Петрович Пузырев  занимался поначалу продажей комплектующих к зарубежным автомобилям,  представителем германской Sorge & Sabeck, затем открыл мастерскую,  по изготовлению некоторых деталей из ассортимента.  

Первый иллюстрированный каталог автозапчастей в России, облегчавший подбор комплектующих – тоже его заслуга. 

Дело  шло. Собрав определенный опыт и одолживший недостающие средства, Иван  Петрович, решил начать выпуск автомобилей в России, причем не  отвёрточную сборку, выражаясь современным языком, тех же импортных  машин, а разработать свой собственный, русский автомобиль. 

На фото И. П. Пузырев второй слева
На фото И. П. Пузырев второй слева

На фото И. П. Пузырев второй слева 

Это был смелый шаг в то  время, когда в стране один за другим открывались дилеры иностранных  компаний, а сама экономическая ситуация в России времен 1910-х была,  мягко говоря, сложной. Тем не менее, в 1909 году в Петербурге был создан  автозавод имени Пузырёва.  

В 1911 году появилась  дебютная модель, «Пузырев 28/35HP». Машина была не самой простой,  тяжелой и страдающей от «детских болезней». 

Предприниматель  стремился к тому, что бы машина делалась из своих деталей настолько,  насколько это было возможно. Покупными за рубежом были только  карбюратор, магнето, свечи зажигания. Часть комплектующих тоже  закупалась, но уже внутри страны, у местных фабрикантов. Философия  Пузырёва была в том, что бы его автомобили были максимально русскими. 

Модель «А28-35»  приводилась в движение четырёхцилиндровым мотором объемом 5.1 литр,  мощностью 35 л.с. Двигатель имел интересную золотниковую систему  газораспределения, которая в то время применялась в моторах некоторых  европейских фирм. Охлаждение мотора жидкостное, с водяным насосом в  системе. Тоже редкость по тем временам, как и масляный насос в системе  смазки. 

Картеры двигателя и  коробки передач, поддон двигателя, корпус рулевого редуктора отливались  из алюминия. Коробка передач была трёхскоростной, задний мост с  полуосями разгруженного типа.  

В процессе доработки  конструкции, уже через год, появилась следующая модель – «Пузырев  А28-40». Машина имела ряд существенных отличий, прежде всего был  доработан мотор. Вырос объем (до 6.3 л) и мощность (до 40 л.с.),  изменили газораспределительный механизм. 

Коробка передач стала  четырёхступенчатой, с шестернями постоянного зацепления, смена передач  осуществлялась кулачковыми муфтами, как в современных спортивных  механических коробках. Решение было настолько прогрессивным для того  времени, что получило несколько патентов.  

Подвеска на мягких  длинных рессорах и дорожный просвет в 320 мм идеально подходили для  российских реалий, отсутствия дорог как таковых. Пузырев создавал машину  ориентированную прежде всего на внутренний рынок.  

Автомобиль по-прежнему  был довольно тяжелой, весом без малого 2 тонны, но более мощный мотор, и  простая в управлении коробка передач делали его довольно быстроходным  (скорость до 70 км/час), и удобным в управлении.   

Прогрессивный автомобиль  имел разные варианты кузова, в основном фаэтон, были и закрытые  «лимузины». Внешние панели кузова из алюминия. Стоили машины немало. В  зависимости от вида кузова, цена была от 6 тыс. до 8,5 тыс. рублей.  Кузов можно было заказать в сторонней мастерской, купив лишь шасси за  5180 рублей. По тем временам очень большие деньги были, людей с годовым  доходом выше 1000 рублей в России было всего около 700 тыс. человек, из  более чем 130 миллионов.  

Согласно публикаций в  автомобильной прессе тех времен, Иван Петрович летом 1912 года с целью  привлечения известности и покупателей для своей машины, совершает  автопробег из Петербурга в Париж и назад. «Пузырев А28-40» без серьёзных  поломок преодолевает это расстояние. О машине узнали не только в  России, но заказ от военного ведомства Российской Империи, на который  надеялся Пузырев, получить не удалось, не смотря даже на «связи» в  Генштабе – родного отца в чине генерал-майора. Точнее, пробный заказ на 2  автомобиля он всё же получил, но из-за забастовки своих работников,  выполнить его в срок не смог. Этот заказ он впоследствии выполнил, но  больше военное ведомство у него автомобили не заказывало, так как  проведенная ведомственная инспекция завода выявила его ненадёжное  финансовое положение.  

Всего было построено 38  автомобилей модели «А28-40» в кузовах «фаэтон» и «лимузин», с 1912 по  январь 1914 года, когда произошел пожар, сильно повредивший завод и  запас машинокомплектов, подготовленных для сборки. А в сентябре того же  года не стало и самого Пузырёва. Частично восстановленное предприятие  постройкой автомобилей больше не занималось.  

Причины пожара на заводе  так и не были до конца установлены. Была версия, что произошел он не  просто так. Незадолго до трагедии Пузырев вроде как заручился поддержкой  военного ведомства, обещавшего ему заказы, если тот расширит  производство, и будет способен в срок выполнять обязательства. Но  военные заказы были лакомым куском для всех без исключения европейских  фирм и российского «Руссо-Балта».  

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 23
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened