Categories:

Тяжелый трактор из Брянска. Т-180

Впервые я увидел этот  трактор в 1995 году, если мне память не изменяет, и он меня сильно  впечатлил. Он мне показался таким, монументальным, даже.  

Машина  была уже сильно потрёпана временем, и служила основой для установки по  забиванию свай на одной из строек. Окна кабины в нерабочее время были  закрыты железными щитками, видимо, что бы шпана их не побила, а может  быть, во вместительной кабине трактора хранился какой-то инвентарь. На  дворе было начало осени, возле трактора пахло соляркой.  

Предшественником Т-180  послужил трактор Т-140, разработанный на Челябинском тракторном заводе в  1956 году. Эта машина изначально задумывалась для промышленного  применения, на полях сельского хозяйства делать ему было нечего. 

Несмотря на челябинскую  разработку, производство Т-140 стартовало в Брянске. Двигатель 6КДМ-50  производился там же. Это был 6-цилиндровый атмосферный дизельный мотор,  созданный на базе 4-цилидрового КДМ-46, мощностью 140 л.с.  

В 1959 году один  экземпляр Т-140 представили на международной выставке в Лейпциге. Это  был первый советский трактор тягового класса 15т.   

Производился он до середины 1960-х, после чего его сменила усовершенствованная модель Т-180. 

Выпуск Т-180 стартовал в  1965 году там же, на Брянском заводе. Машина отличалась прежде всего  новым двигателем Д-180, мощностью 180 л.с. Дизельный, атмосферный, с  камерой сгорания в поршне, и декомпрессионным устройством на трёх  цилиндрах, облегчавшем запуск. Заводился дизель от пускового бензинового  двигателя «пускача», управление которым было предусмотрено из кабины. 

Сцепление двухдисковое,  сухое, с пневмоприводом. Коробка передач имеет 5 скоростей переднего  хода и 2 передачи реверсного хода. Механизмы поворота планетарные, так  же с пневматическим приводом, позволяли плавно изменять ход трактора.  Основной тормоз с ленточными фрикционами, работающими в масляной ванне,  блокировал оба редуктора, а стояночный тормоз сделан в виде блокировки  педали основного тормоза. 

Пневмосистема управления  трактором была его слабым местом в зимний период. Если в ней перемерзал  конденсат, требовалась масса усилий для оживления машины.  

Подвеска обеспечивала плавный ход и максимальное использования тягового потенциала благодаря торсионам и балансирным кареткам.  

Трубоукладчик на базе Т-180, в призрачном состоянии
Трубоукладчик на базе Т-180, в призрачном состоянии

Кабина имеет  трапециевидную форму в передней части, она цельнометаллическая,  герметичная, звуко и теплоизолированная, с вентиляционной установкой, в  которой установлен фильтр. Трехместная. На задней стенке внутри кабины  установлен топливный бак, заливная горловина его выведена с левой  стороны задней стенки. Снаружи, при наличие гидросистемы, ставили бак  для масла.  

Т-180 с навесным оборудованием, в призрачном состоянии
Т-180 с навесным оборудованием, в призрачном состоянии

Трактор Т-180КС –  специальное, северное исполнение машины. Двигатель с предпусковым  подогревателем, топливный бак с подогревом, кабина с дополнительной  теплоизоляцией и двойным остеклением, усиленной рамой, и деталями  подвески, сделанными из сортов стали, устойчивым к большим нагрузкам при  низких температурах.  

Т-180 работали в  качестве бульдозеров на различных видах строек, дорожном строительстве,  на газовых и нефтяных месторождениях, на лесозаготовках, в карьерах.  Благодаря своей массе в 15 тонн и тяговому усилию, применялся как  рыхлитель скального грунта на вскрышных работах в карьерах. 

Полуразобранный бульдозер Т-180
Полуразобранный бульдозер Т-180

Несмотря на ряд  недостатков, прежде всего связанных с пневмосистемой управления, машина  выпускалась 27 лет. Ко второй половине 80-х Т-180 и его модификации были  морально устаревшими, было принято решение о прекращении производства,  но после этого он еще 5 лет выпускался, вырабатывались объемы поставок  по заключенным ранее договорам.  

В наши дни они еще  встречаются на предприятиях кое-где, и на вторичном рынке Т-180 еще  встречается в продаже, в виде бульдозеров и рыхлителей, хотя запчасти на  них достать уже непросто.  

Возможно вам так же будет интересно почитать про самосвал "Днепр" 

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened