mexanizm

Category:

Пластмассовый автомобиль «эпохи перемен». Автокам-2160

На заре 90-х этой машине  пророчили большое будущее, о ней писала пресса, а знатоки японских  автомобильных марок называли его русским «Сузуки-Самурай». Сейчас уже  мало кто помнит об «Автокаме», и его появление в продаже на «авто ру»  становится сенсационной новостью. 

Автокам-2160 (с) фото из соцсетей
Автокам-2160 (с) фото из соцсетей

История  «Автокама» начинается в конце 1980-х, когда ветер перемен дул уже очень  отчетливо, легковые автомобили по-прежнему были в дефиците, а частному  бизнесу в виде всевозможных кооперативов наконец-то дали зеленый свет.  Кто-то кинулся производить мелкие запчасти (в основном очень  сомнительного качества и надежности) для существующих машин, запчасти  тогда были очень болезненной и дефицитной темой, а кто-то мыслил  масштабней, настолько, что замахнулся на создание очередного «автомобиля  для народа». 

Несмотря на то, что в  роли «народного автомобиля» в то время уверенно вписывалась «Таврия» и  Вазовская «Восьмерка», появившиеся в середине 1980-х, идея нашла отклик и  поддержку. В создание «Автокама», в той или иной мере вложилось около  40 разных предприятий. Правда, в процессе, многие из проекта вышли.  

Suzuki Samurai (на дальнем плане) и Rickman Ranger российской сборки. (с) фото из соцсетей
Suzuki Samurai (на дальнем плане) и Rickman Ranger российской сборки. (с) фото из соцсетей

Осилить разработку  автомобиля с нуля «Автокам» не мог, и принялся искать подходящие образцы  на Западе. И нашел. Британская компания FSV International Ltd  производила малоизвестный автомобиль Rickman Ranger, представлявший  собой раму и пластиковый кузов собственного производства, и агрегаты от  Ford Escort. Именно эту машину иногда путали с Suzuki Samurai, сходство  есть, но есть и различия, как визуальные, так и технические. Ranger имел  классическую, компоновку с приводом на заднюю ось, внедорожником в  отличие от «Самурая» он не являлся. 

Оригинальный Rickman Ranger британской сборки. (с) фото из соцсетей
Оригинальный Rickman Ranger британской сборки. (с) фото из соцсетей

 Британский пластиковый  автомобиль отлично вписывался в концепцию «Автокама», так как мог  продаваться в виде набора для самостоятельной сборки в гараже,  «кит-кара», говоря современным языком.  

Первоначальные условия  партнерских соглашений между «Автокам» и FSV International Ltd  предусматривали сборку автомобилей из британских машинокомплектов на  территории России. Из 100% готовой продукции 30% оставалась для  внутреннего рынка, остальное англичане сами продавали на территории  Европы. По сути, такое производство из давальческого сырья, и эта  концепция сильно расходилась с первоначальной идеей насытить внутренний  рынок доступной иномаркой собственной сборки. Понимая это, на «Автокаме»  планировали в будущем начать своё производство большинства  комплектующих, и даже пластиковых кузовов. Так, в итоге, и получилось. 

Автокам (Rickman Ranger) российской сборки. (с) фото из соцсетей
Автокам (Rickman Ranger) российской сборки. (с) фото из соцсетей

В мае 1991 года с  большой помпой прошла презентация «Автокама», были озвучены амбициозные  планы производства, 20 тыс. единиц в год. Летом успели собрать около  десяти автомобилей, производственная площадка была в Ивановской области,  в городе Шуя. Но ситуация в стране резко менялась. 

Автокам-2160 (с) фото из соцсетей
Автокам-2160 (с) фото из соцсетей

После распада СССР все  внешнеторговые договорённости были сорваны, да и британские партнёры  оказались не очень добросовестны, недопоставили значительное количество  машинокомплектов. Такие масштабные изменения не могли не затронуть  проект.  

С имеющихся кузовов были  сняты лекала, сделаны матрицы, и стеклопластиковые панели стали делать  уже в России, попутно их усилив в слабых местах. Производство рамы тоже  освоили, а вот с поставкой европейских силовых агрегатов дело не пошло,  пришлось искать им замену на внутреннем рынке.  

 Автокам-2160 (с) фото из соцсетей
Автокам-2160 (с) фото из соцсетей

Выбор был невелик.  Двигатель взяли от «Москвича», объемом 1.5 и 1.7 литров, коробку передач  – от «ИЖ-Орбита», хотя встречались и модификации с коробкой от «Москвич  2140», задний мост, подвеска, оптика, рулевое и тормоза тоже от  автомобилей «ИЖ». В салоне было нечто среднее между «Орбитой» и  автомобилем «ОКА». Таким получился «Автокам-2160», выглядел он странно,  но кое-как ездил, производились они в Перми на заводе Велта выпускавшем  до этого велосипеды. 

По сообщениям множества  источников, проект пластикового российского «автомобиля для всех» заглох  в 1993 году. Тогда многим просто было не до автомобиля, ну а те, у  которых были деньги на машину, предпочитали пусть и подержанные  автомобили, но заводского производства, а не странную пластиковую  коробчонку, собранную из всего, что было под рукой у сборщиков,  вчерашними кооператорами. Но штучное производство, видимо, продолжалось  до 1995 года, так как на «авто ру» продавался «Автокам-2160» именно  этого года выпуска. Ценник на них, кстати, сейчас немаленький, но только  из-за эксклюзивности.  

Несмотря на внедорожную  внешность, полноприводным «Автокам» никогда не был, тем не менее,  обладал хорошей проходимостью. Сказывался лёгкий кузов и тяговитый  мотор.  

Спустя годы, глядя на  этот автомобиль, отчетливо понимаешь, что шансов стать хоть сколько-то  массовым, у него не было никаких. Неспроста ведь в Британии он  производился в формате «сделай сам», в незначительных количествах. Куда  правильнее было бы взять уже готовые наши разработки, того же АЗЛК, «Москвич 2150»,  практически полностью готовый к производству, разработанный профильными  инженерами, и попытаться наладить его производство. Учитывая острую  нехватку компактных полноприводных внедорожников для села, у такого  проекта шансов было гораздо больше.  

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened