mexanizm

Categories:

DAF-600 Variomatic. 60 лет первому серийному вариатору

Грузовики  DAF у нас хорошо известны и широко распространены. А вот о том, что эта  компания выпускала небольшие легковые автомобили, мало кто сейчас  помнит, несмотря на фурор, произведенный первой их легковой машиной 60  лет назад.

Небольшой  автомобиль с передней частью угрюмого вида выглядел забавно, но самое  интересное было под машиной. Трансмиссия «Вариоматик», проще говоря  вариатор. Спроектировал её Йохан ван дер Бругхен, талантливый  голландский инженер.

В  1960-х автоматические коробки передач не были большой новинкой, в США  они были распространены почти повсеместно, в Европе устанавливались на  седаны бизнес и премиум сегмента, но это были гидромеханические коробки.  

Считается,  что ДАФ -600 был первым легковым автомобилем с вариатором, но это не  совсем так. Смело можно утверждать одно – это первая серийная машина с  такой трансмиссией, а попытки установки вариатора на автомобиль  предпринимались и ранее. Но, обо всем по порядку.

Под  капотом находится двухцилиндровый четырёхтактный оппозитник с верхним  расположением клапанов. Объем мотора 600 см3, мощность 22 л.с. 

В  моторе обширно применяется алюминий, даже цилиндры отлиты из него, в  них впрессованы чугунные гильзы. Охлаждение воздушное, с центробежным  вентилятором, в «улитке» которого расположен спиральный маслоохладитель.

Рулевое  управление – реечное, тоже редкость по тем временам. Подвеска всёх  колёс независимая, сзади на пружинах, спереди на поперечной рессоре.  Из-за лёгкости управления «ДАФ-600» позиционировался как удобный  автомобиль для девушек, красавицы часто позировали на рекламных плакатах  рядом с этой машиной.

Самым  главным удобством, конечно, было отсутствие необходимости переключать  передачи. Бесступенчатый клиноременной вариатор плавно меняет  передаточное число от 4.4 до 20.

Крутящий  момент двигателя передается на конический редуктор, откуда идет на  механизмы сцепления центробежного типа. В механизмах сцепления есть  вакуумная камера, связанная с впускным коллектором двигателя,  воздействующая на поршень, который поджимает, или наоборот, отводит  ведомый шкив в зависимости от нагрузки на мотор. Помимо этого  сервопривода, ведомым шкивом управляет и центробежный механизм, под  действием центробежных сил, грузы в нем расположенные, поджимают ведомый  шкив вариатора к ведущему.

«Вариоматик»  на ДАФ-600 имел массу недостатков, главным из которых была  недолговечность всей этой системы, ведь шкивы и ремни были открыты всем  ветрам, как говориться, то есть вся пыль и брызги воды, летевшие с  дороги, никак не способствовали долговечности вариатора открытого типа.

Вторым  серьёзным недостатком была большая масса трансмиссии. Что бы вариатор  сносно передавал максимальный крутящий момент, в систему пришлось  включить бортовые редукторы, установлены они между шкивом и полуосью.

Примечательно,  что недостатки проявлялись больше в гражданском использовании, так как в  спорте «вариоматик» показал себя с лучшей стороны, из-за чего были  наложены ограничения на применений вариаторов в авто и мотоспорте. 

Серийное производство стартовало 23 февраля 1959 года. Через несколько дней этому малышу из Нидерландов исполняется 60… 

Официально  в СССР машина не поставлялась, но попадается на некоторых архивных  фото, видимо несколько штук приобрели для изучения конструкции. 

Поначалу  планы компании в отношении ДАФ-600 были амбициозными, в планах было  выпускать по 50 тыс. машин в год, но реальность внесла свои коррективы,  за всё время производства, с 1959 по 1963 год выпустили всего 30,5 тыс.  экземпляров DAF-600 Variomatic.

Машина  заняла свою нишу на европейском рынке, её действительно покупали  девушки, но недолговечная клиноременная трансмиссия требовала  постоянного внимания, ремонта. 

Несмотря на падение спроса и прекращение производства дебютной модели, эксперименты ДАФа с «Вариоматиком» не прекратились. 

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened