mexanizm

Categories:

Газотурбинный вездеход БАЗ-Э135Г

Шестидесятые  годы были временем смелых экспериментов по применению газотурбинных  двигателей на автомобильном транспорте. ГТД ставили на грузовики,  автобусы, пытались устанавливать на легковые автомобили, и само собой,  на вездеходы военного назначения. 

В  рамках исследования, проводившегося на Брянском автозаводе, в 1968 году  был создан газотурбинный вариант тягача повышенной проходимости  БАЗ-135М, (шасси сходное с ЗИЛ-135), на который была установлена турбина  ГТД-350Т, мощностью 395 л.с., взамен штатного дизельного V8 ЯМЗ-238Н  мощностью 300 л.с. 

Одной заменой мотора обойтись, понятное дело, не удалось, в базовое шасси была внесена масса изменений. 

Трансмиссия  с механической коробкой передач была заменена на гидромеханическую, 4-  ступенчатую передачу. Поскольку рабочие обороты на валу турбины сильно  превышали обороты работы ГМП, между ней и двигателем был установлен  понижающий планетарный редуктор с отбором мощности на привод компрессора  и гидравлической системы рулевого управления. 

Система охлаждения так же изменилась, вместо радиатора дизеля появились масляные радиаторы ГМП, компрессора и редуктора. 

По сути, от БАЗ-135 остались рама и ходовая часть с измененной подвеской средних мостов, и кабина. 

Весной  1969 года начались заводские испытания БАЗ-Э135Г. Для имитации нагрузки  на платформу погрузили 9 тонн груза - балласта.  После заводских  испытаний, платформа - вездеход проходила испытания на полигоне в  Бронницах. Суммарно за время тестовых заездов газотурбинный тягач  проехал 666 километров, турбина за это время наработала 34.5 часов. 

В  ходе испытаний БАЗ-Э135Г сравнивали с базовым тягачом, с дизельным  двигателем и ЗИЛ-135, оснащенным двумя карбюраторными двигателями  ЗИЛ-375, мощностью 180 л.с. каждый. По сравнению со штатными моторами,  ГТД в связке с автоматической коробкой передач показывали хорошую  динамику на скоростях выше 35 км/час, но это преимущество терялось на  скоростях ниже 15 км/час, когда машины ехали по бездорожью. Максимальная  скорость достигала 83 км/час, что на 10 км/час превышало дизельную  версию. 

Серьёзным минусом стал расход топлива, у БАЗ-Э135Г он был просто чудовищным, в сравнении поршневыми вариантами тягача. 

144  литра в час, таков был средний расход керосина у этого газотурбинного  вездехода, в то время как карбюраторных мотора ЗИЛ-375 суммарно съедали  79 литров бензина, а ЯМЗ-238Н – 40 литров дизельного топлива. Помимо  низкой экономичности, был и второй серьёзный недостаток – высокий  уровень шума от турбины. 

Учитывая все минусы, от дальнейших разработок газотурбинных тягачей – вездеходов на БАЗе отказались.  

Возможно, вас так же заинтересуют автобусы Turbo - Cruiser и НАМИ-053

promo mexanizm май 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened