mexanizm

Categories:

Трактор своей эпохи. СХТЗ-НАТИ

История  отечественного тракторостроения в свои первые годы была тесно связана с  зарубежной техникой, по сути, адаптированными для производства в СССР  существующими (в основном американскими) тракторами. 

Так  было до середины 1930-х, пока не накопился достаточный опыт  эксплуатации, на основе которого инженеры Сталинградского тракторного  завода, совместно с Научно-исследовательским автомобильным и тракторным  институтом начали разработку трактора оригинальной, своей конструкции. В  создании машины участвовали специалисты ХТЗ, это был, можно сказать,  совместный масштабный проект, получивший компромиссное название  СХТЗ-НАТИ.

Опыт  освоения целины, особенно влажных почв, на которых колёсные трактора не  могли реализовать свой тяговый потенциал, продиктовал одно из главных  условий – новый трактор должен быть гусеничным. И в то же время легким,  так как выпускавшийся в то время гусеничный С-60, весом в 10 тонн и  жесткой подвеской, подходил больше для промышленности, чем для села.

Первые  опытные образцы нового трактора были готовы к лету 1935 года, свои  новинки представили два завода, Сталинградский и Харьковский. Полевые  испытания показали, что более успешной оказалась разработка СТЗ, так как  имела подвеску с балансирными каретками. Так называемую, эластичную.  Впрочем, конструкция не была идеальной и на устранение «детских  болезней» ушел еще год.

К  лету 1936 года конструкторы Сталинградского завода подготовили к  масштабным полевым испытаниям 25 экземпляров нового трактора. Работа над  ошибками проведена была успешно, по результатам испытаний гусеничный  сельскохозяйственный трактор показал двукратное преимущество на полевых  работах, в сравнении с колёсными тракторами, и при этом оказался на 25%  экономичней.

В  движение СХТЗ-НАТИ приводил карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель,  топливом которому служил керосин. Охлаждение водяное, мощность мотора  52 л.с. Изначально хотели оснастить новый трактор дизельным двигателем,  но к сожалению, с массовым производством его самой ответственной части –  топливной аппаратуры были серьёзные проблемы.

Сцепление  – однодисковое, сухое. Коробка передач стыкуется с корпусом главной  передачи заднего моста и имеет 4 скорости переднего хода и одну –  заднего. Диапазон передних скоростей от 3.7 км/час до 8 км/час, задней –  3.12 км/час.

Задний мост с конической главной передачей, с бортовыми редукторами и сухими фрикционными муфтами поворота. Тормоза ленточные.

Корпус заднего моста и КПП был отдельным, частью рамы он не являлся. 

Подвеска  трактора балансирная, на каждый борт имела по 4 сблокированных катка на  двух каретках, где упругими элементами являются пружины. Эта подвеска  оказалась настолько удачным решением, что в дальнейшем применялась на  ДТ-54, ДТ-75, и массе других советских сельскохозяйственных тракторов.  Конечно, в её конструкцию постоянно вносились улучшения, но  основоположником в этом плане стал СХТЗ-НАТИ.

Прицепное  устройство было простейшим – скоба и прицепная серьга со шкворнем, но  имелся вал отбора мощности для привода механизированного  сельхозинвентаря. 

У  водителя появилась крыша над головой, в виде полукабины, защищавшей его  от дождя. Дверей и боковых окон в этой кабине не было, но на то время и  такая конструкция считалась прогрессивной в тракторостроении, причем по  мировым меркам. Кстати, у первых опытных образцов СХТЗ-НАТИ кабины не  было.

Серийное  производство началось в Сталинграде в 1937 году, но первое время до  плана не дотягивали. После полного завершения реконструкции завода, и  внедрения ряда рацпредложений, в 1938 году план даже перевыполнили,  выпустив в ноябре 10-тысячный трактор. 

Наладили  производство и на Харьковском заводе. В начале 1940-х завод  эвакуировали на Алтай, и с 1942 года, под маркой АТЗ-НАТИ наладили  производство и там. Прекратился выпуск лишь в 1952-м.

До  наших дней мало их уцелело, да и забылся он уже, а ведь этот трактор во  многом сыграл основополагающую роль в дальнейшем развитии нашего  сельскохозяйственного машиностроения, перевел механизацию села с колёс  на гусеничный ход.  

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 30
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened