mexanizm

Categories:

ГАЗ – 51. Легендарный советский труженик

Я не преувеличу, если  скажу, что без этой машины немыслимым было бы послевоенное  восстановление страны, особенно в сельском хозяйстве. ГАЗ-51 был  легендарным автомобилем, который можно было встретить наверное в любой  части СССР, ну разве что кроме районов Крайнего Севера, выпускался он  так же и в Польше, Китае, Корее… 

К середине 30-х годов  легендарная «полуторка» ГАЗ-АА была уже морально и технически  устаревшей, стремительно развивающейся стране нужен был новый, более  мощный грузовик, но в то же время простой по конструкции, выносливый и  ремонтопригодный. Его и начали разрабатывать на Горьковском автозаводе в  1937 году. Задача была проста и понятна – стране нужен был надёжный и  очень простой грузовик, созданный с применением передовых на тот момент  материалов, но и с тщательно проверенными временем решениями.  

Новый грузовик начал  проходить дорожные испытания в мае 1939 года, продолжались они до лета  1940 года. Дизайн прототипа очень напоминал новые европейские грузовики  тез лет, в частности немецкого OPEL Blitz, но сказать что конструкторы  ГАЗа копировали европейские машины нельзя, просто все придерживались  веяний автомобильной моды. В 1940 году перспективный грузовик был  представлен на Всесоюзной выставке народного хозяйства в Москве, где был  признан одним из лучших образцов советского автопрома.  

Автомобиль имел  6-цилиндровый рядный двигатель ГАЗ 11, так же устанавливавшийся на  полноприводные «Эмки», и первоначальный индекс у грузовика был  ГАЗ-11-51. 

Испытания машина  проходила успешно, грузовик  отдельно был представлен труженикам села на  Московской выставке сельского хозяйства в 1940 году, его очень ждали, и  в начале 1941 года на ГАЗе началась подготовка к серийному выпуску  грузовиков, но к сожалению, эти планы были прерваны войной… 

Работы над грузовиком  возобновились лишь в 1943 году, эксплуатация машин в тяжелых военных  условиях внесла ряд изменений в конструкцию, изменения коснулись  практически всех агрегатов, в особенности- двигателя ГАЗ-11, опыт  эксплуатации которого в военных условиях повлиял на дальнейшее его  усовершенствование. Претерпела изменение и тормозная система, и  трансмиссия. Фактически, от довоенного образца осталось лишь название,  всё остальное так или иначе подверглось изменениям. В мае и в сентябре  1944 года на ГАЗе построили два грузовика, в конструкции которых были  учтены требования нового времени и новых условий. Они отличались лишь  дизайном передней части (майский  вариант очень напоминал американский  «Студебеккер»), и началась подготовка к серийному производству.  

Опытный образец, выпущенный в мае.

Опытный образец, выпущенный в мае. 

Опытный образец, выпущенный в сентябре

Опытный образец, выпущенный в сентябре 

В июне 1945 года новый  грузовик был представлен на показе в Кремле, а до конца года уже была  выпущена первая партия грузовиков, правда всего в пару десятков  экземпляров. В 1946 году уже было выпущено более 3 тыс. грузовиков  ГАЗ-51.  

Первоначально  грузоподъемность нового грузовика планировалась в 2 тонны, но есть  история о том, что сам Сталин «рекомендовал» повысить грузоподъемность  на 500кг., разумеется, его «рекомендации» заводчане ослушаться не  решились, и грузоподъемность ГАЗ-51 стала 2.5 тонны.  

Седельный тягач ГАЗ-51П с изотермическим полуприцепом

Седельный тягач ГАЗ-51П с изотермическим полуприцепом  

Из воспоминаний вегущего конструктора ГАЗа Бориса Дихтяра. 
«На второй день  после капитуляции Паулюса, 3 февраля 1943 года в Наркомсредмаше  открылось совещание сорока пяти автомобильных конструкторов и  специалистов, перед которыми стояла задача доложить о подготовке  конструкций автомобилей для гражданских целей. На совещании, которое  проходило в Москве с 3 по 8 февраля 1943 года, выяснилось, что к мирному  времени оказался готов только ГАЗ. Его главный конструктор А.А. Липгарт  представил типаж на все автомобили: легковые, грузовые и военные. В  перерывах между работами над срочными военными заказами  конструкторско-экспериментальный отдел автозавода разработал конструкции  перспективных автомобилей». На все горьковские автомобили И.В. Сталин  дал «добро», но при этом велел увеличить грузоподъёмность ГАЗ-51 на 500  кг.» 
Миллионный ГАЗ-51

Миллионный ГАЗ-51 

Технические характеристики

Технические характеристики 

Двигатель

Двигатель 

Приборная панель грузовика после 1951 года выпуска

Приборная панель грузовика после 1951 года выпуска 

В 1947 году новый  горьковский грузовик начал поступать во все автопарки страны, и на  короткий промежуток времени стал самым массовым грузовиком в стране,  который можно было встретить и в селе на уборке урожая, и на масштабных  стройках, и в городе в качестве развозного продуктового фургона. Было  множество модификаций, самосвал, бензовоз, седельный тягач, шасси для  различной спецтехники. У шофёров тех лет была возможность сравнивать  новую советскую машину с американскими «лендлизовскими» грузовиками –  «Додж3/4», «Фордами», «Шевроле», наша машина выгодно отличалась по ряду  параметров. Это не значит, что американские грузовики были плохи, нет,  просто они были созданы для других условий эксплуатации, подразумевавших  наличие качественных масел и топлива, а так же квалифицированного  автосервиса. Наш же «Газончик» был создан именно с учётом наших реалий,  потому «выживал» там где отказывали американские машины. Машина имела  огромный запас прочности и значительно превосходила даже «трехтонку»  ЗИС-5, к тому же отличалась большей экономичностью, хотя этот параметр в  те времена не самый важный был. 

Автокран грузоподъемностью 2.5 тонны на базе ГАЗ-51

Автокран грузоподъемностью 2.5 тонны на базе ГАЗ-51 

В 1951 году грузовик  претерпел значительную модернизацию. Появилось новое однодисковое  фрикционное сцепление, взамен центробежного, не обеспечивавшего  на  низких и средних оборотах, на большом крутящем моменте надёжного  прижима. В этом же году грузовик получил цельнометаллическую  штампованную кабину, бензобак переместился в кабину под сиденье, панель  приборов получила новый вид. В 1953 году изменился рулевой редуктор  (гидроусилителя на машине не было за всё время её производства), а вот  «печка» появилась в кабине лишь в 1954 году, она же обеспечивала и обдув  ветрового стекла. В 1955 году грузовик получил новый кузов, новый  стояночный тормоз и новый индекс – ГАЗ-51А.  

За всё время  производства, продолжавшееся до 1975 года было построено 3 млн. 481тыс.  033 экземпляра грузовиков различных модификаций, машина стала самой  массовой из выпускавшихся в СССР. По лицензии эти грузовики выпускались в  Польше, под названием «Lublin 51», в Китае, при помощи СССР, на заводе в  городе Нанкин в 1958 начался выпуск лицензионных грузовиков под  названием «Yuejin NJ130», производилась машина и в Северной Корее, так  же при помощи СССР, называлась она «Sungri-58».  Из машинокомплектов  грузовики собирались в Албании и Болгарии.  

Польский FSC Lublin-51

Польский FSC Lublin-51  

Двигатель FSC Lublin-51

Двигатель FSC Lublin-51 

Северокорейский Sungri-58

Северокорейский Sungri-58 

Китайский Yuejin NJ134A грузоподъемность 3 тонны, поздних выпусков.

Китайский Yuejin NJ134A грузоподъемность 3 тонны, поздних выпусков. 

Наверное без этого  грузовика история нашей страны могла развиваться как-то иначе. Да и  вообще, редко какому автопроизводителю в мире удается такой успех. Эти  грузовики на дорогах встречались даже в 90-е кое где на периферии.  

Все фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. 

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 23
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened