mexanizm

Categories:

ЗИЛ без капота. Один из малоизвестных советских грузовиков

В  середине прошлого века большинство европейских компаний, выпускавших  грузовики, экспериментировали с компоновочной схемой, в попытке выиграть  драгоценный дополнительный метр грузовой платформы без увеличения  габаритов машины.

Велись  такие изыскания и на московском Заводе имени Лихачева. Преимущество  расположения кабины над двигателем было очевидным, и несмотря на то, что  новый на тот момент грузовик «ЗИЛ-130» был удачной, современной и  востребованной машиной, конструкторы завода создали бескапотный  среднетоннажник.

Руководил  проектом Анатолий Кригер. В декабре 1964 года «ЗИЛ-Э169А» был готов.  Технической основной для него послужил «ЗИЛ-130». Грузовик стал короче  своего капотного собрата на 175 мм, а вот грузоподъемность выросла на  тонну. 

Трёхместная  кабина была цельнометаллической, доступ к мотору осуществлялся путем её  откидывания вперед, а не изнутри, как у «Колхиды», тем самым  исключались проникновения в салон выхлопных газов и пыли через неплотные  уплотнители моторных щитков. 

Макет. В поиске идеала.

Большое  панорамное ветровое стекло состояло из двух половин и расположено под  определенным углом, при котором дождевые капли на ходу смещаются вверх и  вбок. Это облегчало обзор в ненастную погоду. Вообще, обзорность  проработана хорошо, она значительно выше, чем у «сто тридцатого».

Наблюдательный глаз может заметить ряд сходств с американским «Ford» С- серии. 

Двигатель,  коробка передач, задний мост и тормозная система остались без  изменений. Система охлаждения получила новый радиатор, учитывая  подъемную кабину, изменили и рулевое управление, улучшив маневренность. 

Передняя  подвеска полностью отличалась от «сто тридцатого», она была торсионной,  независимой и безшкворневой. Радиус поворота снизился на 2 метра.  Хорошо видно, что у «ЗИЛ-Э169А» появились бездисковые колёса.

Испытания  машины начались весной 1965 года, а в 66-м они проводились совместно с  НАМИ. Опытная модель ездила по дорогам с различным покрытием, в разных  условиях, от равнин до горных дорог Кавказа. 

В  ходе испытаний проводились сравнения обычного «ЗИЛ-130» и его версии с  кабиной над двигателем. «ЗИЛ-Э169А» отличался лучшей управляемостью, в  том числе на горных участках, хорошей плавностью хода, более удобной  погрузкой и разгрузкой за счет того, что грузовая платформа была ниже на  125 мм, при равных эксплуатационных расходах он имел преимущество в  грузоподъемности. Впрочем, был один недостаток – была выше себестоимость  производства. 

Исходя  из здравого смысла, «ЗИЛ-Э169А» и «ЗИЛ-130» должны были бы выпускаться  параллельно, каждый занял бы свою нишу. Но запуск бескапотного варианта в  производство требовал дополнительных и немалых затрат, поэтому в  министерствах и ведомствах посчитали нецелесообразным выпуск этой  машины…

Некоторые решения, примененные в конструкции «ЗИЛ-Э169А» были применены при разработке дизельного бескапотника «ЗИЛ-170»,  который впоследствии станет «КАМАЗом». Своими бездисковыми колёсами,  кстати, «КАМАЗ» обязан именно этой, позабытой модели «ЗИЛа».

promo mexanizm may 10, 2018 15:43 15
Buy for 50 tokens
Машины давно минувших лет. Говорят, что у них есть душа, и порой, глядя в их фары- глаза, может действительно показаться, что так и есть, что эти механизмы живы и сейчас просто отдыхают, просто устали, отдохнут и вновь поедут в дальнюю дорогу, сквозь города и сёла, лесные тропы и пустыни, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened